Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Обмани страховщика

Обмани страховщика
Начиная свой нелегкий путь, отечественный страховой бизнес вряд ли рассчитывал, что привлечет серьезное внимание множества недобросовестных лиц. Ну, нет в этом бизнесе таких денег, как в нефтегазовой или строительной отрасли, страховщики вообще люди скромные и занимаются в каком-то смысле гуманным делом – помогают людям пережить беду. Однако мошенники всех мастей быстро поняли, что на чужом гуманизме можно нагреть руки. И в первую очередь это были мошенники с большой дороги…

Большая дорога, как известно, пуста не бывает, по ней ездят машины. Иногда случается, что машины эти попадают в аварии, получают серьезные повреждения или вообще приходят в полную негодность. После чего в большинстве случаев владельцу аварийного авто выплачивают какую-то страховую сумму. Просто? Разумеется, этот процесс и должен быть простым, чтобы и без того пострадавший автомобилист не тратил нервы и время на возмещение причиненного ущерба.

Четыре года. Условно

Увы, автомобилист автомобилисту рознь – некоторые отнюдь не страдают, напротив, они заставляют страдать других. В частности, они обирают страховые компании, подкидывая фальшивые заявления о нанесенном им ущербе. Они очень несчастны с виду, эти аферисты, а предъявляемые машины пребывают в таком чудовищном состоянии, что кажется: как вообще этот человек остался жив?! Выполняя свои обязательства, страховщики выплачивают «потерпевшему» деньги, после чего мошенник с тем же несчастным видом и смятой в гармошку машиной отправляется в другую компанию. Он может пойти и в третью, и в четвертую, благо, компаний много, и везде есть шанс что-то получить.

Владимир Хомяков
директор по экономической безопасности страховой группы «Регион»

Не будем, впрочем, рассуждать абстрактно. Поговорим конкретно – об отце и сыне Окуневых, которые не один год промышляли криминальным бизнесом, связанным с выплатами по ОСАГО. Внедренная в свое время система обязательного страхования гражданской ответственности, безусловно, имеет массу плюсов. В частности, она значительно сократила количество «разборок» на дорогах, после которых кто-то лишался квартиры и всех накопленных непосильным трудом сбережений. Однако семейство Окуневых увидело в ОСАГО совсем другое – возможность, как говорил один киногерой, срубить деньжат по-легкому. Они застраховали автогражданскую ответственность сразу в нескольких страховых компаниях. После чего, основательно помяв транспортное средство, получали с этих компаний страховые выплаты. Среди пострадавших, в частности, были страховые компании «Прогресс-Нева», «Росгосстрах-Северо-запад», «Регион» и ряд других. Да, эти любители легкой наживы были схвачены за руку и отправлены на скамью подсудимых. Но суровым ли оказалось наказание? Увы, не очень – семейка мошенников получила лишь 4 года условно. Такое наказание нельзя, конечно, считать адекватным, оно не только не отпугивает, а еще, пожалуй, и стимулирует недобросовестных граждан.

Портрет мошенника

Впрочем, суды – это дело государственное, а нашему государству пока еще доверяют ну совсем уж наивные люди. Вопрос в другом: куда смотрит сообщество профессионалов? То есть какими методами борются с этим злом сами страховщики?
Вообще-то борются. К примеру, 19 июня был созван целый «круглый стол», инициированный Ассоциацией автопрессы и Союзом журналистов Санкт-Петербурга и Ленобласти. На «круглом столе» в один голос было заявлено, что мошенничество в этой сфере бизнеса – настоящий бич страховых компаний, и надо, мол, этот бич укоротить. Тем более что пример аферистов-индивидуалов Окуневых – лишь видимая часть айсберга. В невидимой же находятся люди, чьи действия квалифицируются как организация преступного сообщества. О таких мошенниках, в частности, говорил Андрей Марунич, руководитель департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия». По его словам, за годы действия ОСАГО портрет типичного мошенника основательно изменился: он уже не робеет и не идет на попятную при одном лишь намеке на противозаконные мотивы. Сейчас обязанности разделены: рядовой исполнитель приходит за выплатой, а его «крыша» обеспечивает юридическое прикрытие и любой ценой, привлекая лучших адвокатов, добивается выплаты, хотя лукавство здесь очевидно. Занимаются обманом страховщиков и просто состоятельные граждане, которые избавляются от старых и надоевших им машин. Новая забава нуворишей называется «Обмани страховщика»: избавившись от надоевшей машины, они обращаются за выплатой и порцией адреналина в страховую компанию. Как сказал господин Марунич, компанией «РЕСО-Гарантия» в настоящее время возбуждены уголовные дела по 37 эпизодам мошенничества. Правда, о фактическом наказании пока сказано не было, на него сотрудники компании рассчитывают лишь в будущем.
Никто, строго говоря, не отрицает необходимость борьбы с мошенниками с большой дороги, равно как все выступают и за суровые меры наказания. И страховщики –
«за», и государственные структуры – «за», «против» разве что сами злоумышленники. Но вот парадокс – их «против» зачастую оказывается сильнее двух «за», поскольку настоящего единства в лагере борцов не наблюдается. И главное препятствие на пути единения усилий – нежелание делиться имеющейся информацией.

Андрей Марунич
руководитель департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия»

Кладовые на замке

Информация в наше пост-индустриальное время, что и говорить, ценная вещь. И каждая страховая компания имеет свой информационный банк, в который заносятся в том числе и сведения о мошенниках. Казалось бы: откройте, братья по бизнесу, друг другу ваши драгоценные информационные кладовые, поделитесь сведениями по страховым выплатам, обнаружьте совпадения имен-фамилий-номеров, и – дело в шляпе! Увы, не хотят открывать, жалко, потому что вместе со сведениями о многократных получателях выплат есть риск «слить» и какую-нибудь другую конфиденциальную информацию. В итоге страховщики принимают протоколы о намерениях, собираются в различные комитеты и сообщества, но на деле открывать свои банки данных не спешат.
На «круглом столе» обо всем этом говорилось, целым рядом выступавших было отмечено, что борьба с мошенничеством – это, прежде всего, вопрос доступа к информации. Каждая из работающих в городе страховых компаний владеет крупицами драгоценной информации, объединение которых помогло бы если не раскрыть, то, по крайней мере, обнаружить совпадения, за которыми, как показывает практика, обычно стоит преступление. Необходимость такой базы отметили практически все представители правоохранительных органов, присутствовавшие на мероприятии. Причем, как продемонстрировал журналистам директор по экономической безопасности страховой группы «Регион» Владимир Хомяков, такая база вполне может быть создана в реальности, она будет легко и оперативно выдавать нужную информацию, а также решать аналитические задачи, способные указывать направление поиска преступников.
Кроме вышеописанного «информационного голода» страховых компаний, во многом искусственного, был назван еще ряд причин неэффективной борьбы с мошенничеством. Как отметил Антон Рюмин, руководитель управления автострахования компании «Ренессанс-Страхование», единое информационное поле отсутствует в том числе и в сфере законодательства. А руководитель отдела претензий Военно-страховой компании Василий Баранов сделал акцент на отсутствии взаимодействия с правоохранительными органами, а также на неоправданно мягком отношении широкой общественности к такого рода мошенничеству.

«Возьмемся за руки, друзья…»

То, что заявленная проблематика – вовсе не голословна, ярко и наглядно продемонстрировал руководитель департамента аварийных комиссаров компании «ЛАТ» Сергей Соловьев. Он показывал присутствующим фотографии машин, хозяева которых пытались получить вознаграждение за повреждения, явно полученные задолго до оформления ими полиса ОСАГО или КАСКО. Присутствовали на этом мероприятии и представители правоохранительных органов, а именно: Сергей Сушков из отдела по розыску автотранспорта УУР КМ ГУВД, Денис Михайлов из 7-го отдела УУР КМ ГУВД и Николай Варич из отдела организации розыска автотранспорта при Управлении ГИБДД. Представители правоохранительных органов отметили, что проблема существует, власти по мере сил пытаются не только сотрудничать со страховщиками, но и бороться с мошенниками, и органы внутренних дел медленно, но верно копят опыт и совершенствуют методы борьбы.
В заключение хочется обратиться к владельцам автомобилей, требующим уменьшения тарифов по ОСАГО. В том, что тарифы не желают снижаться, обвиняют, как правило, страховщиков, якобы получающих сверхприбыли. И зря, виной тому не жадность страховых компаний: в значительной степени тарифам не позволяет снижаться высокий уровень выплат разного рода мошенникам. В итоге оказываются в убытке не только коммерческие структуры, но и добросовестные страхователи. То есть консолидация усилий необходима, этого не видит только слепой, и она, кажется, началась. А какие будут результаты – покажет время.

Содержание выпуска № 6 (16) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России