Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Мечта поэта

Мечта поэта
Свое имущество каждый желает защитить, а делают это немногие. Для одних всегда находится что-нибудь поважнее, чем покупка страховки, другие ставят охранные сигнализации и успокаиваются, а третьим вообще непонятно, что такое страховая защита, — висячий замок, он понятнее. Но, оказывается, есть и такие, которые мечтают застраховать свое имущество, только не знают как.

Речь идет о коллекционерах, но не совсем обычных: они не собирают значки и марки, они — фанаты старых автомобилей. Коллекционирование старых автомобилей весьма распространенно во всем мире, но это хобби требует определенного финансового подкрепления. За небольшую сумму можно купить «останки» автомобиля, но, для того чтобы привести его в порядок, нужно потратить намного больше. Коллекции дорогостоящих ретроавтомобилей есть у многих уважаемых и известных особ. Есть категория людей, которые делают на этом бизнес. Для остальных это хобби. С одним из таких бескорыстных любителей — Вадимом Матвеенко — корреспондент журнала «Страховой случай» обсудил возможности страхования олдмобилей и причины, по которым пока их нельзя реализовать.

— Вадим, а с чего началось ваше увлечение старыми авто?
— Лет в 12 мне стали нравиться старые автомобили. Этот интерес перерос в увлечение, и после окончания исторического факультета я защитил в ЛОГУ кандидатскую диссертацию по истории автомобилестроения. Но теорией хобби не ограничилось — начал собирать свой автомобиль.

Коллекционер не пошел простым путем: иностранные легковушки по силам многим, а вот грузовой транспорт — увлечение для сильных духом и нервами людей. «Работа» с грузовиком оказалась значительно интереснее, неизведаннее, ведь на момент начала 80-х иметь ЗИС или «эмку» в личном пользовании запрещалось — подобные машины в то время быстро списывались, исчезали, а посему найти деталь к ним было проблематично. Спустя 20 лет это стало практически невозможно.

— Сколько времени вы собираете свой автомобиль?
— Я долго к этому шел: для того чтобы начать такую работу, недостаточно одного желания, необходима еще и материальная база. Кроме того, нужно определиться с моделью авто, к которой душа лежит. Я много занимался теорией, помогал людям в создании музея во Владивостоке. Четыре года назад мне попались остатки ЗИСа, и я понял, что можно сделать настоящий автомобиль. Я разобрал его полностью, чтобы затем укомплектовать родными деталями, — это самое важное. Настоящая сборка требует образцов каждой детали.

Вадим Матвеенко

— Что для вас раритетный автомобиль? Например, многие коллекционеры собирают машины для души, глаз порадовать, а некоторые — в целях получения материальной выгоды…
— Это хобби, то, что позволяет интересно жить. Ведь ездить на старом грузовике небезопасно, да и невозможно, а предоставлять за деньги свой экспонат для съемок фильмов или рекламных роликов нет смысла. Бизнеса на этом точно не сделаешь, так как гарантии, что автомобиль будет востребован больше чем раз в год, нет. А получить за съемочный день можно 500–700 долларов максимум. Кроме того, возьмут машину для съемок в одном состоянии, а вернут испорченным, с царапинами, вогнутостями и прочими неприятностями. Для режиссера это кусок железа, а для меня — целенаправленные долгие поиски деталей и потраченное здоровье.

— Я бы добавила к этому еще и немалые материальные вложения.
— Конечно! В целом оценить такую раритетную машину, в отличие от современной, невозможно. Здесь в первую очередь ценится соответствие автомобиля его эпохе, поэтому и детали должны быть родные. Иногда спидометр стоит столько, сколько сама машина. Разумеется, можно приобретать и детали, которые изготавливают на современных заводах, но это уже не вариант для истинного коллекционера. Пусть даже деталь не будет отличаться от родной — суть коллекционирования не в этом. Идеальный в этом смысле вариант — поиск деталей на местах боевых сражений. С друзьями и коллегами мы периодически ездим в Ленинградскую и Новгородскую области, где в лесах иногда можно найти уникальные вещи. Из последних находок порадовала 30-килограммовая деталь, которую пришлось тащить на себе по болотистой местности 15 километров. В таких случаях завидую тем, кто марки или открытки коллекционирует. Так что реальная стоимость автомобиля складывается из многих составляющих. И адекватная оценка просто невозможна.

— Насколько мне известно, у вас и ваших коллег-коллекционеров неоднократно возникало желание как-то защитить экспонаты. Что говорят страховщики?
— Невозможно защитить такое имущество по нескольким причинам. Во-первых, такая техника не легализована, и документов на право собственности, естественно, нет. Можно попытаться отстоять свои права через суд, но в органах ГИБДД машину тоже не смогут поставить на учет, так как она не соответствует современным условиям движения. Во-вторых, нет подтверждения стоимости запчастей, поскольку многие из них просто найдены в болотах либо приобретены у перекупщика.
А страховка действительно нужна: я потратил деньги на восстановление машины, хотелось бы, чтобы в случае чего их вернули. Здесь идет речь не о воровстве, как таковом,  — раритетный автомобиль сложно угнать и уж тем более продать. Больше волнует вандализм, когда вор залезает в гараж в надежде на большой куш в виде «лексуса», а натыкается на старую машину, которую и вывезти-то нельзя. В этом случае он просто разбивает стекла — мол, не зря же вскрывал гараж. Еще один момент: машину хочется показать. Бывают парады, пробеги, на которых она выставляется, но толпа может испортить, поцарапать — кто-то прыгнет на крыло, полезет фотографироваться. Как правило, что-нибудь да теряется.
Я могу понять страховщиков, которых интересует массовый клиент, а не несколько десятков «проблемных» владельцев.

— Смирились со сложившейся ситуацией?
— Если бы смирился, то не разговаривал бы об этом. Сейчас страховщики за клиента борются. Если страховая компания решит взять какого-нибудь ретроавтомобилиста под крыло, то к ней по совету потянутся все остальные, потому что мы живем своим тесным мирком и все в России друг друга знаем, делаем одно общее дело. И если нас мало, то это не означает, что у нас мало автомобилей, — у одного человека в коллекции может быть до сотни машин.

— Сейчас ваш автомобиль уже полностью укомплектован?
— Осталась последняя деталь — решетка на окошко в кабине.

— А что дальше, когда вы эту решетку добудете? Продолжите эксперимент?
— Конечно! У меня есть мечта — машина, которую я хочу сделать. Но пока не могу найти ее в России. Говорят, у нас такие модели вообще не сохранились. Хотя известно, что остатки машины моей мечты (автомобиля полугусеничного типа 1936 года выпуска) находятся на острове Рудольфа. Представьте, чтобы добраться туда, необходимо примерно 15 тыс. долларов, а чтобы забрать автомобиль — все 100 тысяч. Пока нет возможности даже посмотреть на нее, так что поиски сводятся к лесам и болотам Ленинградской области. Но надежда умирает последней.

По словам Вадима Матвеенко, в Москве были случаи, когда пытались застраховать ретроавтомобили: создать базу данных с приблизительной оценкой таких автомобилей. Но пока речь идет об эксклюзивных, единичных страховых продуктах. Эксперты страхового рынка называют несколько причин отсутствия этого вида страхования в России. Во-первых, это немассовый продукт, его страховым компаниям продавать невыгодно: штучная страховка всегда дороже массовых, а страховать за большую сумму старый автомобиль, который будет использоваться раз-два в год, не хотят владельцы. Во-вторых, отсутствуют единая оценка при страховании ретроавтомобилей, метод определения страховой стоимости в нормативно-правовой базе, на основании которых автомобиль можно застраховать. В-третьих, высока стоимость ремонта старых машин, осуществлять который могут только специализированные автосервисы, и при этом любая деталь, ее замена обойдутся страховщику довольно дорого. Так что пока в России насчитывается лишь несколько десятков рачительных владельцев ретроавто, горящих желанием застраховать своих любимцев. А пока нет массового спроса на такие услуги, о развитии этого вида страхования и появлении специальных программ и речи быть не может.
В любом случае страховщики заинтересованы в освоении нового сегмента рынка, поэтому и призывают автовладельцев быть более активными: участвовать в различных мероприятиях, развивать сети клубов любителей ретроавтомобилей. Ведь если есть спрос — появится и предложение.

Содержание выпуска № 4 (26) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России