Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Низенько-низенько

Низенько-низенько
Общеизвестно, что самые передовые и креативные идеи рождаются на стыке различных областей знаний. Именно в таких пограничных областях появляются немыслимые технологии, опережающие свое время. Казалось бы, что может быть общего между летательным аппаратом и морским судном? Ответ на этот вопрос дал талантливый советский инженер Ростислав Алексеев, благодаря которому и была создана уникальная технология экранопланов.

Экранопланы — летательные аппараты, обладающие свойствами и самолета и судна на воздушной подушке. Эти аппараты летают в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой — до нескольких метров — высоте от поверхности воды, земли, снега или льда.
И хотя экранопланы существуют уже почти шестьдесят лет, они до сих пор представляют собой техническую экзотику, а их чертежи и фотографии в советское время метились грифом «секретно». Однако ситуация постепенно меняется: теперь экранопланами интересуются не военные, а бизнесмены. Некоторые специалисты считают, что высокая экономическая эффективность экранопланов станет залогом их будущей конкурентоспособности на рынке сухопутных и морских перевозок. Не оставляют без внимания эту перспективную отрасль и страховщики.

Такого еще не было

Страхование экранопланов — уникальная и совершенно новая область страхового рынка. Развитие этого направления, изучение рисков и создание комплексных страховых программ будут идти рука об руку с развитием зарождающегося отечественного экранопланостроения. Одна из многих проблем, с которыми сталкиваются страховщики, — это определение рисков, связанных с эксплуатацией экранопланов. К примеру, если речь идет о страховании гражданской ответственности перед третьими лицами, то необходимо установить, какие риски будет покрывать страхование — морские или авиационные. Очевидно, что для решения этой дилеммы требуется четкое юридическое определение экраноплана, закрепленное в соответствующих нормативных документах. А оно, в свою очередь, требует ответа на вопрос: чем является экраноплан — плавающим самолетом или летающим кораблем?
Ответить на него непросто. Даже уже упоминавшийся создатель технологии экранопланов Ростислав Алексеев не смог точно определить сущность своего фантастического детища. В 2002 году специалисты ЗАО «Арктическая торгово-транспортная компания» совместно с Российским морским регистром судоходства (РМРС) впервые разработали и внедрили нормативно-правовую базу для создания экранопланов, которая была принята как на уровне Международной морской организации (ММО), так и РМРС. В результате ММО внесла изменения в «Международные правила предупреждения столкновения судов в море» и разработала первое международное «Временное руководство по безопасности экранопланов». Тем самым было констатировано международное признание экранопланов как нового морского транспортного средства и создана юридическая основа для развития этого вида транспорта и его коммерческой эксплуатации на международных линиях. Совместным решением ММО и Международной организации гражданской авиации экраноплан рассматривается не как самолет, который может плавать, а как судно, способное летать. Амфибийные свойства экранопланов позволяют им при отсутствии препятствий летать над поверхностью земли или льда, что в каком-то смысле приравнивает эти аппараты к сухопутному транспорту. К тому же существует отдельная категория экранопланов, так называемые экранолеты, которые способны на длительное время отрываться от экрана и переходить в «самолетный» режим полета. Принимая во внимание многорежимность экранопланов, страхование гражданской ответственности должно представлять собой гибрид морского и авиационного страхования ответственности.

Орлята учатся летать

Экраноплан при взлетной массе от 3 т до 350 т летит с людьми и грузом на борту в полуметре от поверхности воды со скоростью от 120 до 500 км/ч. Поэтому другим немаловажным аспектом страхования экранопланов является определение специфики рабочих рисков. Строительство и испытание новых разработок потребуют отдельных программ страхового обеспечения по рискам, таким же эксклюзивным по своей природе, как и экраноплан.
Другой вопрос касается тарификации. Будут ли применять к экранопланам тарификацию, принятую в авиационном или в морском страховании, или все-таки необходим принципиально новый подход к расчету этих уникальных рисков? Очевидно, что сейчас отсутствует реальная статистика аварий и неисправностей оборудования, которая необходима для объективного расчета страховых тарифов. В связи с чем следует отметить высокую аварийность этих транспортных средств.
В начале 60-х годов прошлого века в СССР в условиях строжайшей секретности вплотную стали заниматься практическими разработками экранопланов для военных целей. 22 июля 1961 года на испытательной станции ИС-2 состоялся первый полет первого отечественного экраноплана СМ-1. Однако в ходе испытаний последующих моделей постоянно случались аварии. Самая серьезная из них произошла в 1974 году в ходе испытаний экраноплана «Орленок». Несмотря на многочисленные аварии, разработка и строительство новых военных экранопланов продолжались, и в 1987 году первый полет совершил ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь». Развал Советского Союза привел к прекращению работ в этом направлении. В настоящее время на вооружении ВМФ России находятся три военных экраноплана.

Флот-самолет

Возрождение экранопланов было связано с началом их использования в коммерческих целях. Первой организацией, занявшей эту нишу, стала «Арктическая торгово-транспортная компания» (АТТК). В конце 1990-х компания выкупила Чкаловский производственный комплекс и объединила в своих рядах ведущих специалистов экранопланостроения. Помимо АТТК производством экранопланов сегодня занимается нижегородский авиастроительный завод «Сокол», на котором осуществляется сборка сертифицированных экранопланов гражданского назначения «Волга-2». Также планируется серийное производство транспортного экраноплана «Иволга» на базе аэрокосмического объединения «Полет» в Омске.
Неудивительно, что с началом коммерческого использования экранопланов вопрос страхования этого перспективного транспортного средства перешел в практическую плоскость. Существующие сейчас легкие экранопланы используются как для грузовых, так и для пассажирских перевозок, а их приблизительная стоимость колеблется в пределах от 120 до 300 тыс. долларов — именно эти факторы и формируют потребность в создании комплексных страховых программ.
Тем более что экранопланы продолжают оставаться отнюдь не самым безопасным транспортным средством. Достаточно вспомнить катастрофу пассажирского экраноплана «Волга-2», выполнявшего прогулочные рейсы. Во время очередного полета этот катер-экраноплан столкнулся с судном на подводных крыльях «Восход» и в считаные минуты затонул.
В последние годы сделаны первые практические шаги в области создания комплексных программ страхования экранопланов. По сути, единственной компанией, которая уделяет пристальное внимание этим вопросам, является «Русский страховой центр» (РСЦ). В целом, работа РСЦ ведется в рамках государственных программ развития сверхскоростного флота, разработанных Морской коллегией РФ. В 2006 году компания заключила соглашение о сотрудничестве с одним из крупнейших операторов скоростного флота ЗАО «Инмортранс-Лтд». Согласно условиям этого соглашения, «Русский страховой центр» обеспечивает страхование рисков при строительстве, модернизации скоростных грузопассажирских судов, а также их эксплуатации на международных линиях, осуществляемых ЗАО «Инмортранс-Лтд». К примеру, РСЦ оформил страховую защиту на два заказа «Инмортранс-Лтд» по производству современных экранопланов «Волга-2» на авиастроительном заводе «Сокол».
Возможно, дальнейшее развитие экранопланостроения и интенсивное использование экранопланов для коммерческих перевозок приведут к формированию принципиально новой отрасли страхования — авиационно-морской. Все будет зависеть от того, насколько эффективными, экономичными и безопасными экранопланы окажутся на практике.

Содержание выпуска № 3 (25) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»


Добавить комментарий

Автор: фома   Добавлено: 07/06/2012 21:26   Ответить автору комментария

Очень сираннен этот мир,фото Иволги-12, а пишут про транспортную компанию которая не перевезла ни кг. груза и все трындит о фантастических проектах- где суда которые возят грузы?


Перейти к обсуждению на форуме >>







Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России