Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Кредиты отдыхают

Кредиты отдыхают
Более половины всей техники, оборудования и прочих средств производства российских компаний приобретается в лизинг. Юридические лица, чтобы не изымать деньги из оборота, часто покупают имущество на заемные средства. Это делается, как правило, двумя способами: с помощью банковских и лизинговых услуг. Преимущества покупки в лизинг здесь очевидны: возможность отнесения затрат на себестоимость позволяет сэкономить на налогах.

Но существует и ряд проблем в отрасли, в частности отказ лизинговым компаниям в возмещении НДС, уплаченного ими продавцам оборудования. Налоговики не возвращают деньги, доказывая, что операции нерентабельны или оборудование куплено на заемные средства либо передано по возвратному лизингу, при котором продавец имущества сам берет его в финансовую аренду.

Каждая четвертая компания в России пользуется лизингом или собирается воспользоваться. По оценкам экспертов, в России работают примерно 270 лизинговых компаний. Общий объем рынка составляет примерно 100 млрд долларов, из них на Северо-Запад, по разным данным, приходится от 8 до 10 млрд долларов. В лизинг приобретаются: оборудование (до 45 %), грузовой автотранспорт и спецтехника (до 35 %), легковой автотранспорт (до 25 %), недвижимость (до 5 %).

Очевидные преимущества

Лизинг все активнее набирает объемы по сравнению с банковскими кредитами, прибавляя более 50 % в год, становясь лакомым куском для большинства сторон, обслуживающих этот рынок.

Поэтому вопросы лизинга сегодня актуальны для многих участников рынка: банков, снабжающих средствами лизинговые компании, страховых посредников — брокеров и агентов, самих страховых компаний, лизингополучателей и тех компаний, для которых лизинг — это источник расширения продаж: автодистрибьюторов и дилеров, строительных компаний, продавцов недвижимости и пр.


По словам директора дивизиона «Северо-Запад» ГК «Интерлизинг» Екатерины Тулиной, преимущества в лизинге для потребителя очевидны: предприниматели обращаются в лизинговые компании, когда их финансовое состояние не позволяет получить кредит в банке, либо если в компании отсутствует структура, которая занимается привлечением средств (аутсорсингом), а также при желании оптимизировать свои денежные потоки, налоговые платежи. По финансовому состоянию лизингополучатель не всегда отвечает запросам банка. И часть рисков лизинговая компания берет на себя, обеспечивая доход такой платой за риск.

Кроме того, заключая договор с лизинговой компанией, клиент снимает со своих плеч решение дополнительных вопросов, касающихся страхования, переговоров с поставщиками, перевозчиками и пр. Обращаясь в банк, клиент просит выдать ему довольно значительную сумму, но не всегда может поручиться за нее. Прибегая к лизингу, ему не нужно иметь на руках всю сумму. Сначала вносится аванс, а далее ежегодно оплачивается арендная стоимость имущества. Лизинг получается дороже обычной покупки по общей сумме выплат. Зато нет необходимости сразу оплачивать полную стоимость имущества, которое приобретается в пользование.

Крыша для сделки

В системе лизинговых отношений страховая компания выступает в качестве косвенного участника лизинговой сделки (наряду с банками, брокерами и посредниками).

Согласно Оттавской конвенции, все компании должны страховать имущество, передаваемое в лизинг. По данным Северо-Западной лизинговой ассоциации, за прошедший год было застраховано 95 % сделок.

Страхование в лизинговых операциях можно подразделить на две составляющие. Первая — это страхование непосредственных финансовых рисков лизинговой компании. Сюда включаются риск непогашения лизинговых платежей и риск дефолта (банкротства) лизингополучателя. Вторая — это имущественное страхование самого объекта лизинга: транспорта, оборудования, спецтехники и т. п.

«Страхование имущества — уже достаточно развитая отрасль, которой пользуются на рынке и лизинговые компании, но страхование финансовых рисков лизингодателям и лизингополучателям практически незнакомо», — считает президент Северо-Западной лизинговой ассоциации Андрей Пушкарев.

Cтраховые компании, напротив, говорят о наличии в их портфелях данного продукта. «Хотя, действительно, если лизинговое имущество страхуется в 95 % случаев, то финриски страхуются в 1–2 % сделок», — говорит эксперт в области страхования Валентин Смышляев. — Просто причина непопулярности его у лизингодателей заключается в высоких тарифах такой страховки. Тарифы же устанавливаются исходя из анализа финансово-хозяйственной деятельности лизингополучателя и соответствуют той вероятности, с которой лизингополучатель может не расплатиться».

«Тариф на страхование финансовых рисков составляет от 5 % стоимости сделки, и такое удорожание обусловлено тем, что страховые компании, не имея необходимой статистики и большого количества заключенных сделок, предполагают высокие риски, ожидая и соответствующую убыточность», — говорит президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Андрей Сумбаров.

Чтоб было все спокойно

В развитии страхования лизинга сохраняется ряд проблем, которые мешают его более динамичному росту. Прежде всего, это правовая проблема, связанная с определением партнерами выгодоприобретателя. В его роли чаще выступает лизингодатель, хотя может быть и лизингополучатель. Возможен также вариант, когда лизингодатель и лизингополучатель становятся выгодоприобретателями по различным рискам.

Но некоторые страховщики считают, что лизингодатель не может получить выгоду по сделке, если имущество застраховано лизингополучателем. Такой вариант, по их мнению, противоречит статье 930 ГК РФ, в которой сказано, что имущество можно застраховать в пользу участника сделки, заинтересованного в сохранении этого предмета. Однако по логике страховщика, если арендодатель по договору лизинга перекладывает на арендатора риски потери, гибели, повреждения имущества, он теряет интерес к сохранению последнего, что приводит к признанию договора страхования недействительным.

«На практике, как правило, даже если риск утраты и повреждения предмета лизинга переходит к лизингополучателю, выгодоприобретателем по договору страхования является лизингодатель, — объясняет Валентин Смышляев. — Это обусловлено тем, что основной инвестиционный риск лизингового проекта ложится в основном на плечи лизингодателя».

«Для небольших компаний сохраняется проблема аккредитации в банках», — говорит другой страховой эксперт, Андрей Растовцев.

Серьезным, но вполне решаемым является вопрос, связанный с отсутствием полного и непрерывного покрытия рисков, сопровождающих лизинговую сделку. «Клиент старается максимально удешевить страховку, в результате техника или оборудование перевозится, монтируется на месте (иногда это может происходить в течение года) без какой-либо защиты, и лизингодатель оказывается незащищен», — рассказывает руководитель страховой брокерской компании Наталья Евсеева. Эксперты сходятся во мнении, что необходим типовой страховой продукт со всеми прописанными рисками покрытия — тогда лизингодатель поймет на практике все преимущества комплексной страховки.

Наконец, извечной остается проблема довольно низкой культуры страхования предпринимателей. Председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Федоров призвал страховое сообщество совместными усилиями просвещать малый и средний бизнес в вопросах страхования. Совет предлагает площадку и самих предпринимателей, а дальше — дело за страховщиками.

Недвижимость не движется

Лизинг недвижимости составляет в России всего 1 % общего объема сделок по лизингу, в то время как в остальной Европе его доля — 17 %.

По мнению экспертов, развитию этого направления препятствуют прежде всего законодательные коллизии. В документах регистрационной службы такого понятия, как лизинг недвижимости, вообще нет, а все сделки прописываются под видом аренды. Но основное противоречие при лизинге недвижимости состоит в несоответствии рыночной цены продажи и балансовой стоимости имущества. Возникает налогооблагаемая база, платежи по которой могут достигать 30 %, и клиенты просто не готовы на такие жертвы.

По словам Сергея Федорова, на сегодняшний момент Законодательное собрание Санкт-Петербурга лоббирует в Госдуме внесение изменений в ФЗ № 178 о приватизации государственного муниципального имущества, которые позволят малым предприятиям выкупать это имущество по рыночной стоимости, но без тендера. Однако эксперты в один голос твердят о негативных последствиях для развития отрасли: ведь если предприятие сможет выкупать без аукциона арендуемое помещение, то роль лизинговых компаний сведется на нет, так как любое имущество, с которым они работают, должно находиться в их собственности, а не предпринимателя и уж тем более не города.

Если сравнивать с арендными ставками лизинг, то приобретать недвижимость в лизинг сегодня выгоднее, потому что ежегодный платеж по лизингу сравним с арендной платой за объект в центре города. Не говоря уже об ипотеке. К сожалению, использовать лизинг недвижимости в виде ипотечной сделки в России не представляется возможным. Ипотека — это рассрочка для физических лиц, в то время как лизинг предназначен только для юридических и для предпринимателей без образования юридического лица.

Король лизинговых операций

Кроме недвижимости, лизинг сосредоточен и в таких отраслях, как телекоммуникации и связь, оборудование для добычи полезных ископаемых, железнодорожный транспорт, различное производственное оборудование. Но особенно активно заключаются сделки по автомобильному транспорту. Это объясняется высокой ликвидностью и востребованностью такого вида лизинга.

Если лизинговое имущество страхуется в 95 % случаев, то страхование финансовых рисков проводится в 1–2 % сделок

Чаще всего практикуют покупку автомобиля в лизинг генеральные директора компаний. Они существенно экономят на налогообложении и пользуются автомобилем не только для удовлетворения нужд компании, но и в личных целях.

«Сделки с лизингом автомобилей, предназначенных для генеральных директоров, на самом деле очень малы в объемах», — парирует Андрей Пушкарев. Основную же долю объема автолизинга формируют автомобили представительского класса, грузовой и коммерческий транспорт.

Еще одним подтверждением популярности соответствующих продуктов служат специальные программы, которые предлагаются в некоторых лизинговых компаниях. Согласно их условиям по окончании срока лизинга машина остается в собственности у сотрудника. Как правило, это является своеобразным бонусом при работе с персоналом.

Лизинг — это сдача клиенту в аренду имущества, которое принадлежит лизинговой компании. Существуют три вида лизинговых компаний:

•           работающие при финансовых источниках (как правило, банках);

•           независимые, созданные на базе частного капитала;

•           работающие при товарных источниках (например, «КАМАЗ-Лизинг», «Сканиа-Лизинг» и т. д.).

Материал подготовлен по итогам пресс-конференции за круглым столом «Преимущества лизинга в сравнении с банковским кредитом: страховая защита и экономия на налогах», организованной агентством по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion


Содержание выпуска № 4 (26) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России