Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Специалист по катастрофам

Специалист по катастрофам
Существует в страховании профессия, носящая необычное название — «сюрвейер». Представитель этой загадочной профессии осуществляет осмотр застрахованных объектов и определяет истинные причины катастрофы. Самое интересное заключается в том, что именно «специалистов по катастрофам» катастрофически не хватает на страховом рынке.
Галина Волгач
корреспондент

Всем сюрвейеры нужны, все сюрвейеры важны

Впервые встречаясь с профессией сюрвейера, человек незнающий даже не догадается, откуда возникло такое название. Первые ассоциации, которые возникают, связаны, скорее, со сферой юриспруденции, или же вспоминается мода на всевозможные аббревиатуры, столь распространенные в советское время. И вот, представляется нам такой важный человек, сидящий в огромном кожаном кресле и мерно перекладывающий бумаги с одного места на другое. Когда же мы видим перед собой энергичного молодого человека, который быстро и профессионально выполняет поставленную перед ним задачу, это, как минимум, вызывает недоумение.

«„Открытые“ уши, закрытый рот и здравый смысл — вот основные составляющие профессии сюрвейера»

С большой долей уверенности можно утверждать, что сюрвейер — одна из самых значимых профессий в страховании. В рейтинге наиболее востребованных страховых профессий именно сюрвейер занимает 2-е место, наряду со страховым агентом, страховым юристом и андеррайтером. Ведь не секрет, что в страховании существуют моменты мошенничества, завышения страхователями убытков, а также «банальных» краж, грабежей, пожаров, заливов и прочих видов застрахованных рисков. Поэтому особое место в страховом бизнесе для российских страховщиков все больше занимают услуги экспертов, одним из которых является сюрвейер.

Происходит экзотическое название от английского — «survey», что в переводе означает «осматривать». За рубежом профессию сюрвейера обозначают по-разному: «аналитик по рискам», «консультант по рискам» или «рисковый советчик». Русский эквивалент этого названия — аварийный комиссар, эксперт по оценке ущерба.

Сюрвейер — это эксперт, который определяет истинные причины аварии и ее «виновников», а соответственно, наступления страхового случая и размера страховых выплат. Предполагается, что деятельность такого специалиста охватывает огромный спектр задач, куда входят: выявление факторов риска, анализ потенциальных угроз и оценка максимально возможных убытков, проведение превентивных мероприятий для минимизации рисков, а также анализ эффективности выбранного метода управления рисками. Однако на практике сюрвейер специализируется на узком круге вопросов.

Основными сферами деятельности представителя данной профессии, как правило, являются автомобильные, морские, железнодорожные и авиакатастрофы, а также техногенные аварии. Причем чаще всего, когда говорят о профессии сюрвейера, подра­зумевают именно деятельность по обследованию судов и морских грузов, поэтому иногда профессии сюрвейера и аварийного комиссара различают по сферам: первый участвует в процессе урегулирования морских убытков, второй — в области автострахования. Тем не менее, в большинстве случаев работа аварийного комиссара (аваркома) представляет собой одно из возможных сфер деятельности сюрвейера.

Для сравнения, за рубежом выделяются следующие направления деятельности сюрвейера. Первое из них — пожары и возможные риски, связанные с ними. В рамках этого направления специалист анализирует план здания, его конструкцию и систему пожарной безопасности, чтобы оценить возможный ущерб в случае возгорания. Вторая сфера деятельности — несчастные случаи — включает оценку вероятности рисков для рабочих, клиентов и людей, находящихся в помещении или на строительной площадке. Третье направление деятельности сюрвейера — страхование в машиностроении — когда сюрвейер проводит осмотр машин и оборудования на заводах на наличие неисправностей. Наконец, четвертое направление — ограбления и квартирные кражи. Здесь специалист обследует исходное состояние офисного здания с целью проверки надежности хранения товаров и работы службы безопасности.

Тяжело в ученье

До недавнего времени в нашей стране на сюрвейера выучиться было негде — путь в профессию был связан с приобретением опыта работы в соответствующей отрасли и интересом к расследованиям. Инженер по технике безопасности, авиаконструктор или пилот, капитан дальнего плавания, специалист по автомобильной или железнодорожной технике, а также студент любого вуза соответствующего профиля, если его увлекают подобные расследования, может готовить себя к работе сюрвейера. При этом будет нелишним, помимо базового образования, добавить к учебной программе курс страхового права.

Сегодня обучение по этой профессии в столице можно получить в Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова, а также в Институте страхования Финансовой академии при правительстве РФ. Кроме того, сегодня действует огромное количество различных курсов и дополнительных образований, где готовят сюрвейеров.

Надо отметить, что, несмотря на подвижки в области подготовки сюрвейеров в России, наше образование по-прежнему очень сильно отстает от зарубежного. На Западе, приходя в страхование в качестве сюрвейера, необходимо обладать солидным опытом в области страхования (как правило, в качестве андеррайтера) или специализироваться в смежных профессиях: сферах охраны здоровья, машиностроения или пожарной безопасности. Работа сюрвейера не относится к «простым профессиям», поэтому крупные страховые компании предъявляют к новым сотрудникам массу требований, основным из которых является высокий уровень знаний в области страхования и в ряде смежных предметов, таких как основы администрирования и риск-менеджмент.

Интересную возможность обучения сюрвейерской деятельности предоставляют желающим Торгово-промышленная палата Украины и Одесский национальный морской университет, которые организовали «Профессиональные курсы по подготовке грузовых сюрвейеров». На курсы принимаются выпускники вузов, а также лица с высшим образованием. Продолжительность обучения на этих курсах составляет 42 рабочих дня (6 недель). Программа занятий включает 15 дисциплин, в числе которых — английский язык, организационные и правовые аспекты морской перевозки грузов, управление качеством, устройство судна, грузоведение, технология грузовых работ, безопасность морских перевозок, инспекции количества груза, инспекции качества, правила проведения инспекций и многое другое. Помимо этого учащиеся проходят практику в портах региона. По окончании курсов «новоиспеченные» сюрвейеры получают профессиональный сертификат.

Если говорить о качествах, которые необходимы представителю данной профессии, то основными из них являются скрупулезная честность, острая наблюдательность, внимание к деталям, физическая выносливость и хорошая память. В Америке даже популярна фраза: «„Открытые“ уши, закрытый рот и здравый смысл — вот основные составляющие профессии сюрвейера».

Процесс запущен

Как мы уже отмечали, наиболее сложной, но в то же время востребованной задачей сюрвейера, является оценка, или экспертиза риска. В страховании существует три типа ситуаций, в которых к оценке риска привлекается независимый сюрвейер. Первая ситуация касается крупного риска. Если страховая компания работает с массовыми рисками при небольшом размере возможных убытков, то здесь может применяться метод анкетирования. В случае крупных рисков, не характерных для портфеля страховой компании, оценка риска должна быть произведена более тщательно, потому что анкетирование не даст всей необходимой информации.

Вторая ситуация — когда сюрвейерское обследование проводится и при более низких значениях страховой премии — к примеру, в маркетинговых целях, или с целью позиционирования на рынке, когда компания стремится продемонстрировать клиенту высокое качество своей работы.

И наконец, третья ситуация, предполагающая применение метода сюрвейерского обследования, — когда страховая компания сталкивается с нехарактерным для себя риском, но по соображениям развития бизнеса хочет этот риск принять. В этом случае затраты на услуги сюрвейера могут существенно превышать те денежные средства, которые получит страховая компания в качестве премии по данному риску.

Помимо оценки возможных рисков сюрвейеру нередко приходится иметь дело со страховой экспертизой, которая касается непосредственно страхового случая и затрагивает оценку уже нанесенного ущерба. В рамках страховой экспертизы специалист проводит осмотр застрахованных объектов и составляет отчеты или аварийные сертификаты. Здесь мы имеем дело с сюрвейерским расследованием.

Важным аспектом в проведении страховой экспертизы является то, что перед началом работы сюрвейер должен получить четкую информацию о том, от чьего имени он действует — например, от страховщика груза или страховщика перевозчика, — так как этот факт является важным для действий сюрвейера в вопросе предъявления претензии лицу, виновному в причинении ущерба.

В России, как и в зарубежной практике, в большинстве случаев в качестве сюрвейеров выступают специализированные фирмы по обеспечению банковской или противопожарной безопасности, охране труда и т. п., взаимодействующие со страховщиком на договорной основе. Хотя многие серьезные российские страховые компании сегодня создают собственные сюрвейерские подразделения для того, чтобы иметь возможность проводить оперативную экспертизу и не зависеть от «сторонней организации».

Дефицитная профессия

Зная, какую огромную роль играет сюрвейер на страховом рынке, стоит ли говорить о том, насколько эта профессия сегодня востребована. Об этом может свидетельствовать тот уровень дохода, который получает такой специалист. В среднем, труд сюрвейера в столичном страховом бизнесе оплачивается в размере $1500–1800 для сюрвейера в страховой компании, и $2500–3500, если говорить об эксперте в независимой сюрвейерской компании. За рубежом этот показатель значительно выше: зарплата сюрвейера страховой компании составляет $ 5000–8000 в месяц, а специалиста независимой сюрвейерской компании — $ 8000–10000.

В нашей стране таких экспертов катастрофически не хватает. Одной из причин такого положения дел является то, что до сих пор в России не существует специального сюрвейерского образования. Кроме того, а нашей стране отсутствуют независимые компании с международной практикой предоставляемых сюрвейерских услуг, да и просто опытных специалистов по работе с иностранными страховыми компаниями можно пересчитать по пальцам. Поэтому, вместо того, чтобы целенаправленно готовить специалистов данного профиля и заимствовать опыт развитых зарубежных компаний, российский рынок сюрвейерских услуг только-только зарождается, и ему предстоит еще пройти долгий путь развития.

Сам процесс сюрвейерского обследования коренным образом отличается от расследования, проводимого, например, милицией или таможней. Основное отличие касается, прежде всего, того, что расследование, осуществляемое государственными органами, опирается на соответствующую законодательную нормативную базу. Расследование же сюрвейера такой базы не имеет и направлено на установление формальных признаков страхового случая (наличия необходимых подтверждающих документов). Сбор таких документов на первом этапе является основной задачей сюрвейера. При подборе необходимых материалов сюрвейер руководствуется полномочиями, предоставленными ему принципалом (страховой или брокерской компанией) и основанными на том, что страхователь обязан следовать определенным стандартным обязательствам по страховому договору.
Сюрвейер не имеет полномочий требовать от вовлеченных лиц предоставления объяснений, однако он может и должен разъяснить клиенту, что письменные и устные объяснения являются лучшим способом заявить страховой компании о своей позиции по данному страховому случаю, поскольку вся информация, полученная от заинтересованных лиц, будет включена сюрвейером в отчет.

Содержание выпуска № 2 (24) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»


Добавить комментарий

Автор: настя   Добавлено: 17/05/2011 19:03   Ответить автору комментария

Классная работа


Автор: Дмитрий   Добавлено: 23/06/2011 16:49   Ответить автору комментария

Корреспондент, к сожалению, слабо знает о том, что происходит на рынке сюрвейерских услуг в России и что происходило ранее.


Перейти к обсуждению на форуме >>







Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России