Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Спи спокойно, товарищ турист…

Спи спокойно, товарищ турист…
Российские туроператоры к июню этого года исполнили новое требование закона о туризме по формированию финансовых гарантий. После отмены лицензирования туроператоров этот резерв должен обеспечивать их договорные обязательства перед клиентами. Примерно 95-97% от зарегистрированных в официальном реестре РФ туроператоров предпочли банковским гарантиям приобретение полиса страхования ответственности. Таким образом, “премьера” нового вида вмененного страхования прошла с аншлагом.

Специалисты ведущих страховых компаний, гарантировавших ответственность туроператоров, а также объединений туроператоров, убеждены в том, что российские туристы только выиграют от нововведений.

Стандарта путь пройдя до половины...

Щадящий режим, предусмотренный законодательством РФ в отношении формирования финансовых гарантий на 2007 год, предписывает туроператорам сформировать только половину резерва - минимум 5 млн рублей для компаний, занимающихся международным туризмом, и 500 тыс. рублей - внутренним. В следующем году “ставки” поднимутся ровно вдвое.
Отмена лицензирования в турбизнесе, похоже, привела к серьезной перестановке игроков на этом рынке. Как отметила в интервью агентству “Интерфакс-АФИ” глава дирекции страхования путешествующих Страхового дома ВСК Марина Меликьян, “число туроператоров, вошедших на сегодняшний день в единый реестр, сократилось почти в 3 раза по сравнению с количеством туристических компаний, ранее имевших лицензию на операторскую деятельность”.
Начальник управления комплексного страхования в туризме группы “Ренессанс Страхование” Елена Скуратова, в свою очередь, привела следующие данные: “Из 1845 зарегистрированных в реестре туроператоров застраховали свою ответственность перед клиентами 1790, то есть 97% из списка”.
К туроператорам, воспользовавшимся страхованием, относятся в основном средние и мелкие компании, отмечает начальник управления андеррайтинга по страхованию выезжающих за рубеж СК “НАСТА” Илья Гальперин. Пока не ясно, смогут ли они оплатить в следующем году причитающуюся двойную страховую премию. “Выйти из состава игроков в сегменте туроператоров в этом году для многих было психологически сложно”, - полагает он.
Пик заключения договоров, по наблюдениям экспертов “Росгосстраха”, уже пройден. Основной неохваченный сегмент рынка - мелкие турагенты, которые в настоящее принимают решение, получить им лицензию туроператора или нет, отметил директор управления корпоративного страхования ответственности и финансовых рисков “Росгосстраха” Кирилл Малука.
Совокупный объем страховых взносов туроператоров составит порядка
300 млн рублей
Объем страховых премий по страхованию ответственности туроператоров, полученных на первом этапе, в СК “НАСТА” оценивают в 150-170 млн рублей, прогнозный уровень убыточности - 35-50%.
В более скромную сумму оценивает этот показатель заместитель начальника страхования финансовых и профессиональных рисков “Ингосстраха” Дмитрий Мелехин. По его словам, “на сегодняшний день в реестр внесено около 740 туроператоров по внутреннему туризму и свыше 2 тыс. - по международному, таким образом, общий объем сборов можно оценить в 120-140 млн рублей”.
Объем страховых премий, собранных в этом сегменте в 2007 году, по прогнозам петербургской СК “Русский мир”, достигает 150-200 млн рублей. Представители этой компании затрудняются дать экспертную оценку убыточности по этому виду страхования.
С коллегами солидарна Галина Гуляева - директор центра страхования “РОСНО”. Она полагает, что уровень убыточности можно будет прогнозировать как минимум через год.
Экспертная оценка итогового объема сборов на рынке страхования ответственности туроператоров в РФ, приведенная Еленой Скуратовой, составляет примерно 250-350 млн рублей. “По нашим оценкам, убыточность будет в пределах 40-50%”, - сказала специалист.

Страховщики не платят за безграмотность туристов

В соответствии с условиями страхования по полису покрывается неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта. Однако здесь важны нюансы: выплата произойдет, если “неисполнение является существенным нарушением условий договора”.
Так, к существенным нарушениям договора относится, например, неисполнение обязательств по оказанию выгодоприобретателю входящих в туристский продукт услуг по перевозке и размещению туриста. Между тем точного определения “существенного нарушения” в законе о туризме в РФ нет, а дополнительное появление формулировки о “существенном недостатке” дела не проясняет, скорее, еще больше путает, полагают эксперты.
Однако в законе есть и конкретика. “По договору страхования в соответствии с законом очень широкий объем ответственности: покрываются даже умышленные действия”, - отмечает Галина Гуляева. Однако, согласно положениям закона, не возмещаются туристам в соответствии с условиями страхования упущенная выгода, моральный вред, штрафные санкции за неисполнение туроператором условий договора. Также не покрываются расходы, произведенные туристом и связанные с его неявкой, опозданием, незаселением по его вине; затраты, связанные с улучшением условий против договорных, или расходы, возникшие в результате утери рассеянным туристом документов, необходимых для осуществления поездки и отдыха. Страховщик не оплатит расходы, связанные с отменой поездки туриста по его инициативе или даже по объективным причинам, например, из-за болезни туриста.

Найти лучших среди равных

Казалось, такую задачу предстояло решить туроператорам, выбирающим в начале лета, у кого купить полис страхования ответственности. Базовые условия страхования опираются на общие правила, разработанные Всероссийским союзом страховщиков, те, в свою очередь, - на закон. Таким образом, основные условия полиса оказались более-менее одинаковые для всех игроков.
Главная конкурентная борьба развернулась между страховыми компаниями, которые занимаются страхованием выезжающих за рубеж и, соответственно, уже имели опыт сотрудничества с туроператорами, сказал Дмитрий Мелехин.
При определении тарифа страховые компании учитывали срок деятельности туроператора на рынке, опыт сотрудничества со страховщиком по страхованию выезжающих за рубеж, объем турпотока, типы предлагаемых туров, наличие претензий со стороны клиентов в прошлом, репутацию компании, географию туристических направлений. Учитывались и другие факторы, например, наличие филиалов, характеристика перевозок, является ли туроператор заказчиком чартерных авиарейсов, количественный и профессиональный состав сотрудников.

Стоимость туров в РФ будет расти не из-за фингарантий

Начальник управления комплексного страхования в туризме СК “РЕСО-Гарантия” Алла Берсон сомневается в том, что в условиях жесткой конкуренции среди туроператоров, где борьба за снижение стоимости туристического пакета ведется беспрерывно, расходы на страховые взносы по полисам страхования ответственности туроператоры попытаются заложить в стоимость турпутевки.
“Это не имеет смысла, так как доля таких расходов в общей стоимости путевки незначительна”, - добавляет Дмитрий Мелехин. А в компании “Ренессанс Страхование” полагают, что определенное подорожание туристических услуг произойдет, но вряд ли потребители заметят это.
“Гораздо больший вклад в рост цен на такие услуги внесут изменения правил работы авиаперевозчиков, в частности, запрет на полеты российских самолетов, не отвечающих европейским нормам, - полагает Елена Скуратова. - Затраты на страхование ответственности туроператоров по сравнению с этими расходами - капля в море”.
Мнение московской коллеги разделяет и директор центра страхования граждан, выезжающих за рубеж, СК “Русский мир” Гаяне Календжян. По ее словам, “на стоимость путевок в большей степени влияют такие факторы, как подорожание авиабилетов и гостиниц за рубежом”.

Совершенствование нон-стоп

Новые положения закона об основах туристской деятельности в РФ уже вступили в силу, а эксперты продолжают спорить об их несовершенстве. “В части страхования документ содержит массу противоречий с законодательством РФ, и прежде всего с Гражданским кодексом РФ. Их необходимо исправлять”, - считают в “Росгосстрахе”.
В то же время существенный плюс этого закона состоит в том, что “получен опыт положительного сотрудничества ключевых участников рынка в рамках рабочих групп”, отмечают в “Ренессанс Страховании”. “Все основные нормативные документы готовились коллегиально при активном участии основных игроков - лидеров страхового, банковского и туристического бизнеса. С нашей точки зрения, в итоге получился проект, максимально отвечающий текущей ситуации на рынке”, - убеждена Елена Скуратова.
По словам Аллы Берсон, на заседании Ассоциации туроператоров России (АТОР), прошедшем с участием крупных страховщиков, было решено, что с начала 2008 года “все члены АТОР должны будут в обязательном порядке получить финансовые гарантии на 50 млн рублей на случай финансовой несостоятельности туроператора, а не 10 млн рублей, как предписано законом для туроператоров, работающих на международных маршрутах”.
АТОР совместно с ведущими страховщиками разработала новую программу страхования туристов, которая позволит получить российским туристам страховую защиту мирового уровня, сообщила Елена Скуратова. В новых страховых полисах будет отсутствовать обязательная франшиза, в число страховых случаев войдут последствия ДТП и стихийных бедствий, будет предусмотрена эвакуация на родину детей в случае тяжелой болезни сопровождающих их взрослых, стоматологическая помощь.
“Конечно, расширение покрытия сделает стоимость полисов дороже, в среднем цена вырастет примерно в 2 раза, но за эти деньги клиент получит адекватную потребностям страховую защиту”, - убежден Илья Гальперин.
Страховщики ищут способы противостояния профессиональным туристам-мошен-никам
Компании, имеющие большой опыт страхования выезжающих за рубеж, сталкиваются с мошенничеством так называемых «профессиональных туристов»- людей, стремящихся любыми средствами «отбить» стоимость тура.
В «Ингосстрахе» рассчитывают эффективно пресекать такие попытки обмана за счет тщательного анализа туроператоров до заключения договора страхования их ответственности.
ВСК также достаточно хорошо известна проблема «профтуристов».
«Возможно, что эти люди, часть из которых туркомпании уже знают в лицо, в дальнейшем переключатся на страховые компании и банки, выступившие гарантами туристских компаний», – предположила Марина Меликьян.
Она допускает, что и некоторые добропорядочные туристы попытаются «сыграть» на преимуществах нового закона, чтобы получить компенсации по «дутым» претензиям. «Я считаю, что здесь довольно степеней защиты от мошенников как у туркомпаний, так и у страховщиков, банков и судебных органов. Есть все условия для принятия правильных решений», – отметила Марина Меликьян.
ИНТЕРФАКС-АФИ

Содержание выпуска № 7 (17) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России