Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Труд среди айсбергов

Труд среди айсбергов
Зимой хочется говорить о чем-то зимнем. Или, по крайней мере, северном. А какое судно лучше всего ассоциируется с зимой? Конечно — ледокол. Поэтому «Страховой случай» решил поинтересоваться у специалистов, как страхуют ледовых тружеников и тех, кому они прокладывают дорогу.



Завершившийся год был объявлен Годом Арктики и Антарктики. Россия с ее богатейшим опытом и традициями в освоении полярных зон является крупнейшей «арктической державой». В советские времена северные труженики были окружены ореолом героизма и славы, а государство вкладывало огромные средства в освоение Севера и развитие его инфраструктуры. Для морской навигации в замерзающих морях потребовались суда, способные самостоятельно продвигаться во льдах и вести за собой караваны в ледяных пустынях. Такие суда получили незамысловатое название — ледоколы.

От Кронштадта до Петербурга

Несмотря на значительный спад в области постройки новых ледоколов, связанный, прежде всего, с хроническим недофинансированием, Россия в настоящее время располагает самым большим ледокольным флотом, основы которого были заложены кронштадтским купцом М.О. Бритневым еще в 1864 году. Первому ледоколу удалось продлить навигацию между Кронштадтом и Петербургом всего на несколько недель. Однако ледокольный бум начался в советский период и был главным образом связан с активным освоением Северного морского пути.

В.И. Ленин, осознавая значимость этой морской трассы для экономического освоения отдаленных северных районов, в разгар Гражданской войны подписывает постановление Совнаркома об ассигновании одного миллиона рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана. В период с 1921-го по 1941 год Балтийский завод строит восемь ледоколов, а в послевоенное время было построено еще десять речных ледоколов. И все же уникальность российского «ледового» флота — атомные ледоколы. Как тут не вспомнить атомоход «Ленин», ставший в свое время настоящей легендой. Сейчас Россия располагает шестью атомоходами класса «Арктика», не имеющими аналогов в мире; последний атомоход этого класса, получивший название «50 лет Победы», введен в эксплуатацию в апреле 2007 года. Между прочим, этот новый атомоход был застрахован Северо-Западной дирекцией ОАО «РОСНО».

Огонь во льдах

Водный транспорт — после автомобильного — считается самым опасным. Морские риски разнообразны: столкновения с другими судами, контакт с неподвижными и плавучими объектами, штормовые ситуации и посадка на мель, пожары и взрывы, выход из строя оборудования и многие другие. Все это может привести не только к серьезным повреждениям самого судна, потере или порче груза, но и к гибели экипажа. Все перечисленные морские риски равно относятся и к ледоколам. Достаточно вспомнить недавний случай пожара на борту аргентинского ледокола. Пожар начался, когда судно находилось в полутора тысячах километров к югу от Буэнос-Айреса; к счастью, всех членов команды — 286 человек — удалость эвакуировать. Горят и российские атомные ледоколы. 23 декабря 1996 года на борту ледокола «Ямал» случился пожар, в результате которого несколько членов команды погибли. Последний пожар зафиксирован в апреле 2007 года на атомном ледоколе «Арктика». На этот раз обошлось без жертв.

Сейчас ледокольный сезон в полном разгаре: на всем протяжении Северного морского пути − от Владивостока до Мурманска − экипажи ледоколов вышли на вахту, которая продлится долгие месяцы. Труд в суровых климатических условиях, а также опасные условия мореплавания сопряжены с повышенным риском для жизни и здоровья моряков. Самое время задаться вопросом: какие страховые гарантии получают люди, прокладывающие путь через ледовые поля?

Минимум из КТМ

К сожалению, система страховых гарантий членов экипажа не только ледоколов, но и всех водных судов в целом развита в России еще довольно слабо. И все же в этом направлении происходят позитивные изменения, причем особенно хотелось бы отметить работу крупнейшего ледокольного оператора — ОАО «Мурманское морское пароходство». Согласно постановлению Правительства РФ от 1994 года «О мерах по совершенствованию управления Северным морским путем», все атомные ледоколы, находящиеся в государственной собственности, переданы в доверительное управление этой компании. Таким образом, доверительный управляющий обязуется страховать все атомоходы, в том числе обеспечить страхование ответственности за нанесение ущерба жизни и здоровью членов экипажа.

Данный пакет страховых услуг соответствует требованиям ст. 60 Кодекса торгового мореплавания (КТМ), согласно которой к обязательному страховому покрытию подлежат, помимо прочего, заработная плата и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы. Однако по данным российского профсоюза моряков, далеко не все судовладельцы страхуют экипажи своих судов, экономя на «эксплуатационных расходах», и особенно речь идет о небольших операторах. Тем не менее профсоюз особо подчеркивает заботу о моряках, проявляемую Мурманским пароходством, которое «обеспечивает экипаж надежными страховыми гарантиями».

Страховую защиту в этот зимний сезон также получили моряки дизельных ледоколов, принадлежащих ОАО «Дальневосточное морское пароходство». Страховая группа «СОГАЗ» обеспечила страховой защитой четыре ледокола, принадлежащих пароходству, при этом лимит ответственности группы по договорам составил 1 млрд 82 млн руб.

Nuclear zone

Возвращаясь к атомному ледокольному флоту, особо отметим проблему страхования ядерных рисков. Экипажи атомоходов, и, прежде всего, операторы атомных энергетических установок, подвергаются радиационному излучению. Парадоксальный факт: в России, которая является одной из крупнейших ядерных держав, до сих пор отсутствует закон об ответственности за причинение ядерного ущерба. Видимо, российский «мирный атом» считается абсолютно безопасным. В настоящее время ядерные риски страхуются в добровольном порядке через Российский ядерный пул. В очередной раз хотелось бы отметить высокую страховую культуру руководства Мурманского морского пароходства. К примеру, в 2006 году пароходство застраховало свою ответственность за причинение ядерного ущерба жизни, здоровью и имуществу экипажа, задействованного на ядерных ледоколах, на сумму $840 тыс. Надеемся, что в обозримом будущем страхование ядерных рисков станет обязательным. В ноябре 2007 года в правительство был внесен законопроект об ответственности за ядерный ущерб.

На веревочке

Владельцы ледоколов несут ответственность не только за экипаж своих судов. В ходе ледовой проводки и буксировки они также отвечают за причинение вреда проводимым и буксируемым судам. Покрытие таких рисков чаще всего включено в страховой полис морского КАСКО. Ответственность при буксировке в ледовых условиях закреплена в ст. 231 КТМ РФ. Согласно этой статье, владелец буксирующего судна не отвечает за ущерб, причиненный при буксировке в ледовых условиях буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на них людям или имуществу. Следует признать, что ответственность владельца ледокола за ущерб все же возникает и основана она на принципе вины.

В заключение скажем о намечающихся положительных перспективах в области обеспечения экипажей морских судов надежными страховыми гарантиями. На последнем заседании Морской коллегии Сергей Иванов высказал идею сделать страхование ответственности судовладельцев обязательным. По словам вице-премьера, «мы навели порядок в страховании авиаперевозок, пора заняться тем же самым в морской деятельности — эффективно страховать грузы, жизни пассажиров и моряков».


Зимой толщина льда в Северном Ледовитом океане варьируется от 1 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м. Российские атомные ледоколы способны плавать в водах, покрытых таким льдом, со скоростью в 20 км/ч (11 узлов). Форма корпуса ледокола со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии характеризуется малой длиной при большой ширине. Такая конструкция обеспечивает корпусу повышенную прочность, устойчивость к истиранию в районе ватерлинии, а также возможным сжатиям в ледовых полях. Ледокол «с разбегу» налетает на кромку льда и ломает его своим весом. «М-образная» форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать застрявшее во льдах другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности.

Основное предназначение ледоколов — прокладка судоходного пути другим судам. Это имеет решающее значение для навигации транспортных судов по Северному морскому пути. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири. Именно благодаря морским перевозкам на Севере осуществляется круглогодичная добыча, производство и экспорт 90% никеля, 65% меди, что дает стране до $3 млрд в год.


в России, которая является одной из крупнейших ядерных держав, до сих пор отсутствует закон об ответственности за причинение ядерного ущерба

Содержание выпуска № 1 (23) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России