Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Потомки Лилиенталя

Потомки Лилиенталя
Точный научный расчет позволил Отто Лилиенталю без тяжелых последствий совершить более 2000 полетов на планерах собственной конструкции. За все последствия собственных экспериментов отвечал он сам. Современными наездниками свободного крыла движет не исследовательский дух, а адреналин. Но адреналин за них не отвечает…



Отто Лилиенталь утверждал, что для покорения неба человек силой своего разума должен овладеть «птичьим чутьем». В своей знаменитой книге «Полет птиц как основа искусства летания» он писал: «Обратись к силе разума. Он поддержит тебя в полете!» Последовав призыву пионера авиации, человек освоил воздушное пространство, но свободный полет стал реальностью для любого желающего лишь в последнее десятилетие. Сегодня парапланеризм — самый доступный и безопасный способ испытать чувство полета. Параплан — надежный и легкий летательный аппарат. Полеты на параплане доступны всем желающим и не требуют длительной подготовки.

Волшебное чувство полета

Полеты на парапланах бывают двух видов. Во-первых, это простые планирующие полеты «сверху вниз»: вы разбегаетесь и прыгаете с холма или склона горы, а затем медленно планируете вниз. Полеты такого типа непродолжительны и практикуются неопытными пилотами. Почувствовали под ногами земную твердь, упаковали свой параплан и опять взбираться в гору, чтобы совершить повторный прыжок. Подавляющее большинство пилотов идет дальше, к освоению таких навыков, которые позволяли бы не терять высоту. Это возможно благодаря использованию восходящих потоков воздуха. Сначала парапланеристы осваивают парящие полеты, используя динамические потоки воздуха. Так называемые «динамики» образуются тогда, когда поток ветра при столкновении со склоном преломляется и устремляется вверх. Затем пилоты переходят к более сложным — термическим потокам. Термические потоки воздуха возникают в результате неравномерного прогревания земной поверхности, и именно благодаря этим потокам опытные парапланеристы добиваются многочасовых маршрутных полетов.

При свободном полете на высоте 2000-4000 м, а именно такую высоту способны набирать парапланы, в значительных количествах выделяется адреналин, а плавные покачивания и неописуемый вид способствуют появлению в организме «гормонов радости» — эндорфинов. Любой, кто оказывается в состоянии свободного полета, будь то искушенный пилот или новичок, не только испытывает чувство эйфории, но и подвергает себя значительному риску. Эти риски могут быть связаны как с общим уровнем подготовки пилота, так и, что представляет наибольшую опасность, с погодными условиями.

Сонм опасностей…

Парапланеризм, или параглайдинг, как и любой другой вид экстремального спорта, немыслим без травм. Травмы могут быть различной тяжести: от банальных растяжений и ушибов, до переломов костей и серьезных повреждений позвоночника. В истории полетов на парапланах известны и случаи гибели пилотов. Главным образом, пилоты получают травмы при взлете и приземлении, но основная опасность кроется при полете в термальных потоках. Одна из них — попадание в нисходящий поток, что придает летательному аппарату значительное ускорение. Гораздо опаснее, говоря языком парапланеристов, «попадание в роторную зону», или зону турбулентности, которая возникает в результате трения восходящих и нисходящих потоков воздуха. Попадая в такую зону, крыло параплана сворачивается, что может привести к потере контроля над летательным аппаратом и неудачному приземлению. Есть и другая опасность, связанная с термальными потоками, по сравнению с которой нисходящие потоки и турбулентности кажутся детской забавой, −

попадание внутрь облака. Попадание в грозовое облако чревато самыми серьезными последствиями. Турбулентность, образующаяся внутри даже самых обычных кучевых облаков, может разорвать параплан на куски или просто запутать крыло и стропы так, что пилот окажется внутри узла.

…и легион отважных

Но, невзирая на риск, человека тянет осуществить мечту полета. Параглайдинг приобрел в России большую популярность: по всей стране работает множество клубов парапланеристов, ежегодно проводятся чемпионаты России и международные состязания, год от года появляется все больше желающих переступить свой страх и подняться в небо. Однако беспрецедентный рост интереса к этому виду спорта значительно опережает формирование рынка страховой защиты полетов на парапланах и других сверхлегких летательных аппаратах. Безусловно, если вы не застраховали себя — это ваше личное дело. Но вот как быть, если во время полета пилот случайно нанесет вред здоровью или имуществу третьих лиц?

Страховка — это не только залог вашего спокойствия, но и вашей доброжелательности. Этот факт уже давно осознали на Западе. Во всех развитых странах закон требует от пилота параплана обзавестись «страховкой третьей стороны». Но какой же вред может нанести мягкое крыло параплана? К примеру, вы можете приземлиться на кукурузное поле прагматичного фермера. Если у вас есть страховка, то фермер просто позвонит в полицию и улыбчивые стражи закона всего-навсего запишут номер вашего страхового полиса. Как говорится, и овцы целы, и волки сыты.

Что касается нашей страны, то рынок страхования сверхлегкой авиации, к которой относятся парапланы, пока только зарождается. Существует целый ряд нерешенных на законодательном уровне вопросов, которые тормозят развитие этого сегмента рынка. Пожалуй, один из главных — сертификация парапланов.

Замкнутый круг

Первыми вопрос сертификации подняли именно страховщики, когда парапланы стали использовать для катания туристов. Возник вопрос: кто гарантирует надежность параплана и кто будет нести ответственность? По новому законодательству парапланеристы должны иметь лицензию пилота и документы на воздушное судно, к которым относятся, среди прочего, страховка и сертификат соответствия. Но чиновники Федеральной авиационной службы так и не выработали прозрачную процедуру получения этих документов, и пока непонятно, кто и как будет проверять квалификацию пилотов. Однако наличие страхового полиса гражданской ответственности — непременное условие при регистрации и сертификации параплана. Таким образом, получается замкнутый круг: процедура сертификации не определена, а страховой полис ответственности перед третьими лицами требуется.

По словам самих параглайдеров, в реальности страхование ответственности — «темная лошадка». В страховых компаниях пожимают плечами, ведь в России полностью отсутствует сколько-нибудь реальная база данных по прецедентам, а следовательно, не рассчитаны и страховые тарифы. В итоге многие парапланеристы просто-напросто отказываются от попыток разобраться в возникшей бюрократической волоките и летают без страховки, ну а уж с чиновниками соответствующих структур «всегда можно договориться».

Особенно хотелось бы обратить внимание на страхование профессиональных спортсменов при проведении соревнований. Соревнования профессионалов сопряжены с повышенным риском и травматичностью. Особенную опасность представляют состязания по аэробатике. Устроителями состязаний такого рода безопасность участников должна быть обеспечена на должном уровне. К сожалению, именно эта сторона организации крупных соревнований по параглайдингу в России оставляет желать лучшего. Обязанность обеспечить надежные страховые гарантии лежит на Объединенной федерации сверхлегкой авиации. Однако на деле вопрос страхования остается только на бумаге. Именно с этим связан отказ алтайского клуба парапланеристов «Триада» проводить очередной чемпионат России по параглайдингу в 2008 году. Последней каплей стал отказ в предоставлении вертолета для осуществления поисково-спасательных работ на время проведения соревнований.

Почти каждый человек, обладающий умеренным здоровьем, способен заниматься парапланеризмом. Во многих странах занятия этим видом спорта разрешены с 16 лет. У нас в стране существуют детские парапланерные школы, проводятся даже детские чемпионаты. Верхняя граница возраста не определена. От вас лишь требуется желание перешагнуть свой страх падений с высоты и, поднимаясь к облакам, помнить, что «птичье чутье» подводит даже искушенных пилотов, каким был Лилиенталь. Поэтому — дерзайте, но не забывайте о своей безопасности и безопасности окружающих.

Некоторые люди, завидев в небе параплан, ошибочно принимают его за парашют. И действительно, внешне параплан похож на парашют типа «крыло», однако на этом сходства заканчиваются. Своими аэродинамическими качествами параплан скорее похож на планер и дельтаплан. Параплан парит в воздухе, а это значит, что при наличии восходящих воздушных потоков полет может продолжаться несколько часов. Известен случай, когда один пилот на Гавайях проболтался в прибрежном бризе свыше 36 часов. Но рано или поздно приземляться все же придется. Скорость снижения у современных парапланов меньше 1 м/с, а на метр снижения параплан пролетит в горизонтальной плоскости порядка 7-9 м. С такими характеристиками мягкая посадка пилоту обеспечена.

Многие парапланеристы-любители все чаще приобретают полисы страхования от несчастного случая. В основном покупают страховку на несколько месяцев, при этом страхуются только действия, связанные с полетами. Страховые тарифы в таких случаях колеблются от 0,4% до 1% от страховой суммы при страховом покрытии от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

наличие страхового полиса гражданской ответственности — непременное условие при регистрации и сертификации параплана

Содержание выпуска № 1 (23) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России