|
Летом прошлого года в Санкт-Петербурге состоялась Научно-практическая конференция «Государственное регулирование и корпоративное управление страховой организации». Итоговым документом этого мероприятия стала коллективная резолюция, принятая участниками. О содержании этой резолюции, итогах конференции и проблемах подготовки кадров для страховых компаний мы поговорили с доктором экономических наук, заведующей кафедрой страхования СПбГУЭФ Светланой Юрьевной Яновой.
|
|
Владимир Михайлов
специальный корреспондент
портал «Страховой случай»
|
— Светлана Юрьевна, каковы общие итоги прошлогодней конференции?
— Конференция прошла, на мой взгляд, весьма успешно. Были широко представлены и страховое сообщество, и органы, его регулирующие. Дух конференции был творческий и доброжелательный. Основной итог этого мероприятия представлен в резолюции, которая отражает общую позицию страховщиков по дальнейшему развитию отечественного страхового рынка.
— Каково содержание принятой резолюции?
— Этот документ является обращением к органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, общественным организациям и ассоциациям страховщиков, участникам страхового рынка и к представителям образования и науки. Резолюция содержит ряд рекомендаций, в частности: учитывать важную роль страхования в организации защиты социальных и экономических интересов хозяйствующих субъектов и граждан, а также осуществлять поэтапную гармонизацию страхового законодательства с учетом новых тенденций в развитии страхового рынка и международных стандартов. Рекомендуется считать приоритетным направлением развития страхового сектора добровольное страхование, осуществляемое по принципам экономической целесообразности и рыночной конкуренции, способствовать созданию благоприятных условий организации страхового бизнеса и обеспечить защиту интересов отечественных страховщиков и равноправные отношения всех участников страхового рынка. Кроме того, рекомендуется определить минимально необходимый перечень видов обязательного страхования, а также предусмотреть комплекс мер по защите рынка обязательного страхования от монополизации и недобросовестной конкуренции. Я не буду перечислять все положения этого документа, скажу только, что он был продуманным, актуальным и способствующим дальнейшему развитию российского страхового дела.
— Дала ли эта конференция какие-то практические результаты?
— Практические результаты мы получили не прямые, а опосредованные. Во-первых, органы государственного регулирования выслушали мнение не «столичных» страховых компаний, а компаний среднего звена, которые тоже вполне успешно работают. Надеюсь, представители этих органов поняли, что страховой бизнес не обязательно должен быть монопольно крупным и надо учитывать при разработке законодательства интересы разных компаний. Во-вторых, конференция подтвердила, что страховщики требуют и ждут законодательного решения одних вопросов, а государственные органы решают другие. В-третьих, интересным и полезным получилось обсуждение собственно страховых проблем нашим профессиональным сообществом. Кроме того, важным практическим результатом можно считать то, что ВСС совместно с российскими и зарубежными партнерами возобновил проведение конкурсов студенческих работ и учредил новый интернет-конкурс знаний студентов по страхованию. Первое место в этом всероссийском конкурсе занял студент
СПбГУЭФ. Это мероприятие нам очень помогло в привлечении умных и творческих студентов на нашу специализацию. Кроме того, практическим результатом я считаю выход книги, куда были включены все доклады участников конференции и итоговая резолюция.
— Как вообще обстоит дело с подготовкой профессиональных страховщиков в вузах России? Вы ведь занимаетесь этим вопросом непосредственно…
— Российские вузы предлагают страховое образование по двум направлениям: получение высшего экономического или финансового образования со специализацией «страхование» или различные курсы и семинары по повышению квалификации уже работающих или начинающих работу страховщиков. Наша кафедра в СПбГУЭФ готовит страховщиков-экономистов широкого профиля. Однако имидж этой профессии, увы, невысок, работа в страховании не имеет такого престижа, как банковская деятельность, инвестиционная сфера или аудит. Поэтому отбор на специализацию идет по остаточному принципу, к нам чаще приходят те, кто не прошел на другие специализации. В настоящее время, как я считаю, сформировался негативный имидж этой профессии: дескать, в страховании трудно заработать хорошие деньги, работать в большинстве случаев приходится только агентом, творчества и развития – никакого и так далее. А это создает определенные трудности в подготовке профессионалов страхового дела.
— Насколько востребованы выпускники специализации «страхование»? Кем они, как правило, работают в страховых компаниях?
— Основная кадровая потребность у страховых компаний – это «продажники», агенты или менеджеры. При этом отправлять выпускника высшего учебного заведения для такой «торговли в розницу» – нецелесообразно ни для компании (знания по финансам здесь не нужны), ни для самого выпускника (зачем он 5 лет получал высшее образование, когда для этой работы достаточно и среднего). Конечно, я не беру в расчет агентов и менеджеров по продажам, которые уже приобрели опыт общения с клиентами, сформировали свою клиентскую базу – это работа высшего пилотажа, интересная и виртуозная. Но молодежь в 20 лет не может сразу выйти на такой уровень. Либо надо ей помогать адаптироваться, либо сначала использовать в других службах страховой организации, постепенно присматриваясь к способностям и склонностям нового сотрудника. Я уверенно могу заявить, что после окончания любого учебного заведения стопроцентно готовых к работе специалистов нет. Вуз должен научить думать, анализировать, творчески искать решения поставленных задач, досконально знать организацию будущей сферы деятельности, но научить всем практическим нюансам, которые еще и по-разному решаются в каждой организации, невозможно. Зная претензии страховщиков к профессиональным навыкам выпускников, хочу заметить, что и после приобретения практического опыта работы далеко не все сотрудники страховых организаций получают высокую оценку своих работодателей.
— И все же, насколько известно, выпускники вашей кафедры, как правило, неплохо трудоустраиваются…
— Наша кафедра выпускает 20 человек каждый год, и все они, действительно, прекрасно трудоустраиваются. Многие даже становятся топ-менеджерами. Но всегда есть доля тех, кто уходит из страхования. И нам всегда обидно, что ребята не смогли реализовать себя в выбранной профессии.