Европротокол в России: что нового?
Опубликовано: 10 / 06 / 2018
|
|
|
С начала текущего 2018г. (период январь-май) доля российских автоводителей, воспользовавшихся возможностью получения выплаты с оформлением ДТП по европротоколу по схеме прямого возмещения убытков (ПВУ), в среднем по стране выросла на 6%; в отдельных регионах России — превысила 50% от всех обращений. С 1 июня нынешнего года в системе действуют нововведения, вызвавшие неоднозначную оценку экспертов.
|
|
Бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии (более известен как европротокол) — документ, позволяющий получить выплаты по полису автострахования (каско, ОСАГО) с оформлением аварии без привлечения сотрудников ГИБДД. Считается эффективным инструментом сокращения временных потерь при оформлении ДТП и минимизации риска новых дорожных происшествий за счет более оперативного устранения машин-участниц аварии с проезжей части.
Российские автомобилисты доверяют европротоколу все больше
Такой вывод делают эксперты, исходя из статистики. Так, с начала текущего года из 587,22 тыс. заявлений на ПВУ по европротоколу было оформлено около 230 тыс. заявлений, что составило 39% (против 33% в прошлом году).
Эксперты отмечают: накопленный опыт использования упрощенной схемы и уверенность в возможности получить выплаты по европротоколу способствовали заметному росту доверия к механизмам со стороны автовладельцев.
По регионам наблюдается значительное различие:
Регины-лидеры
|
Регионы-аутсайдеры
|
Республика Чечня
Республика Дагестан
Республика Крым
Белгородская область
Магаданская область
Пензенская область
Кабардино-Балкария
и т.д.
|
74%
68%
61%
61%
60%
59%
57%
|
Алтайский край
Амурская область
Калужская область
Мурманская область
Оренбургская область
Астраханская область
Краснодарский край
и т.д.
|
14%
14%
17%
17%
22%
23%
23%
|
| | | |
Данные по столичным регионом выглядят так:
· Москва (40%) и Московская область (43%) — против 32% годом ранее;
· Санкт-Петербург (33%) и ленинградская область (39%) — против 29% и 35% соответственно в 2017 г.
Что изменилось в европротоколе
До 1 июня 2018г. в отношении использования европротокола действовали следующие правила:
· в дорожной аварии участвовало не более двух автомашин;
· нет пострадавших (нет ущерба здоровью или жизни участников ДТП);
· не нанесен материальный ущерб третьим лицам;
· у участников аварии отсутствуют расхождения в оценке ее причин.
Лимит выплат по европротоколу был установлен в размере 50 тыс. руб.; в столичных регионах с 2014 г. действует безлимитная схема.
Условия применения европротокола-2018 изменены:
Принятые изменения
|
Опасения экспертов
|
лимит выплат в регионах поднят до 100 тыс. руб.
|
Удвоение суммы затрат может привлечь внимание криминала; страховые мошенники, скорее всего, активизируются
|
отменён последний пункт — требование согласия участников аварии в отношении её виновника;
для фиксации данных ДТП необходимо располагать установленными на авто техническими средствами контроля с использованием ГЛОНАСС или мобильным приложением, которое проверит наличие и достоверность страховых полисов, сфотографирует расположение авто на месте ДТП и зафиксирует полученные повреждения.
|
объективность выплат окажется под сомнением, могут возникнуть ситуации незаконного обогащения виновника ДТП и недовыплаты пострадавшему;
установка технических средств на автомобиль весьма дорогостояща, мобильного приложения с указанным функционалом на сегодняшний день просто не существует.
|
Подробнее об опасениях экспертов
Действительно, повышение лимита выплат вряд ли заинтересует добросовестных граждан: автомобилисты все ещё осторожно относятся к самостоятельному оформлению документов по ДТП, используя европротокол при незначительных повреждениях авто, поэтому ранее действовавший лимит в 50 тыс. руб. в достаточной мере покрывал потребности. Увеличение же суммы неминуемо привлечёт внимание мошенников.
Что касается мобильного приложения, его появление действительно облегчило бы ситуацию В части справедливого определения выплат при отсутствии согласия между участниками происшествия. Разработкой такого продукта сейчас занимаются в российском Союзе автостраховщиков (РСА), однако работа находится на начальной стадии не требует согласования с регулятором в части требований к программному обеспечению.
В отсутствие же возможности достоверно установить виновника аварии страховщикам придётся либо отказывать в выплатах обоим сторонам, либо делить выплаты в соотношении 50/50, что вряд ли понравится пострадавший стороне.
Таким образом, нововведения могут сократить долю использование европротокола законопослушными страхователями и повысить интерес к нему со стороны криминальный элементов.