Два упрощения для добросовестных автовладельцев
Опубликовано: 09 / 02 / 2025
|
|
|
Законодатели продолжают проявлять заботу о водителях: президентом РФ уже подписан закон, расширяющий возможности оформления дорожно-транспортных происшествий по европротоколу, а в Госдуму планируют внести законопроект, изменяющий порядок взыскания ущерба с виновника ДТП, у которого нет полиса обязательной «автогражданки».
|
|
Упрощенный способ оформления дорожных происшествий без вызова инспекторов ГИБДД (так называемый Европротокол) позволяет участникам аварии самостоятельно зафиксировать обстоятельства происшествия и получить страховую выплату.
Согласно статистике, использование европротокола позволяет сэкономить до 1,5 часов на оформлении ДТП, а максимальная выплата по нему составляет до 400 тыс. руб. (в зависимости от региона и наличия фотофиксации).
Европротокол был внедрен в России 1 марта 2009 г. с принятием поправок к Закону об ОСАГО №40 ФЗ. Изначально его использование было ограниченным, но с 2014 г. правила значительно упростились, а с 2017 г. появилась возможность оформлять протокол ДТП в электронном виде.
Действительно, главное отличие метода — его оперативность: если при стандартном оформлении требуется дождаться сотрудников ГИБДД, составить схему, объяснить ситуацию, то при европротоколе водители сами заполняют бланк извещения о ДТП и разъезжаются.
Теория и практика европротокола: что изменилось
Европротокол — это шаг к цифровизации страховых случаев, позволяющий водителям решать вопросы быстрее и удобнее. Однако в самостоятельном оформлении заложена и определенная сложность.
Напомним, до сих пор оформить извещение об аварии можно было исключительно через специализированные мобильные приложения «Помощник ОСАГО» и «Госуслуги». Форма извещения единая, и установлена она регулятором.
Новый закон — о расширении перечня платформ, которые можно использовать для онлайн-составления европротокола. Теперь заявить о дорожной аварии можно и через ресурсы страховой компании (как через сайты, так и через мобильные приложения), и воспользовавшись информационными системами профобъединения страховщиков.
Теперь е-сервисы страховых компаний будут подключены к ЕСИА. Изменения в части расширения инструментария для оформления автовладельцами «аварийных» извещений в электронном виде вступят в силу после официальной публикации нормативного акта.
Почему депутаты озаботились проблемой отсутствия полиса
Инициатива изменений в части возмещения ущерба пострадавшему от не застраховавшего автогражданскую ответственность водителя принадлежит главе думского комитета по социальной политике. В чем причина и суть?
Как известно, обязательная «автогражданка» — это инструмент, позволяющий быстро возместить ущерб пострадавшей стороне, независимо от финансовых возможностей виновного в аварии. Однако он работает только в том случае, когда полис ОСАГО есть и у пострадавшего, и у виновника ДТП. Если же добросовестный водитель пострадал от недобросовестного, дело существенно усложняется: пострадавшему придется судиться с виновником в рамках гражданско-правовых отношений — и этот процесс может затянуться на годы.
Отсутствие защиты водителя в указанных выше случаях для многих автовладельцев становится важной причиной нежелания приобретать полис ОСАГО.
Законодательная инициатива призвана исправить сложившуюся ситуацию. В комитете предлагают изменить порядок для таких случаев следующим образом: если потерпевший застрахован в установленном порядке, страховая компания должна возместить ему ущерб, а после этого заняться взысканием средств с виновника аварии, который полис не приобрел.
Страховые компании располагают необходимыми кадрами и опытом для более успешного ведения судебных тяжб. К тому же, работу юристов и судебные издержки в конечном итоге оплатит ответчик. И это, кстати, еще один стимул для своевременного приобретения полиса ОСАГО, ведь при таком подходе шансов избежать ответственности у нарушителя практически не остается.
Отметим также, что инициатива весьма актуальна на фоне нескрываемой проблемы сегодняшнего дня — массового управления автотранспортом без положенной по закону страховки. И она может реально сделать пренебрежение требованиями закона просто экономически невыгодным.