Нужны ли российскому рынку стандарты автокаско
Опубликовано: 19 / 12 / 2013
|
|
|
Идея о необходимости разработки и внедрения стандартов в сегменте каско-страхования не нова — разговор о таких стандартах велся во Всероссийском союзе автостраховщиков еще два года назад. В октябре нынешнего года к идее вернулись снова: теперь в разговорах больше конкретики, но по-прежнему не совсем понятны такие моменты, как статус готовящегося документа и его юридическая сила.
|
|
По видению представителей Центробанка, стандарты каско должны описывать, в частности, порядок урегулирования убытков — аналогично тому, как прописан в проекте поправок к закону об ОСАГО порядок использования Европротокола. В остальном же стандарты отданы на откуп свободному творчеству профессионального страхового сообщества, что и стало, по мнению многих, причиной некоторой растерянности страховщиков, из-за которой стандарты и по сей день остаются гипотетическими.
Достаточно сказать, что на первом же заседании комитета (ВСС) не удалось найти взаимопонимание по такому основополагающему моменту, как собственно формат документа — должны ли это быть правила страхования и общее описание услуги или под стандартами предполагается что-то иное?
Справедливости ради, следует отметить, что правила автокаско у страховщиков на сегодняшний день процентов на 90%, а страхователей эти правила и вовсе волнуют мало. Невозможно отрицать и тот факт, что обязательная «автогражданка» со своими едиными правилами и стандартами порождает проблем ничуть не меньше, чем добровольное каско-страхование.
Для чего же потребовалась стандартизация? Возможно, не последнюю роль в этом сыграли последние инновации Верховного суда: по мнению специалистов, вести дальнейший диалог с ВС РФ будет проще, если разные формулировки, используемые страховщиками для описания одних и тех же положений, будут унифицированы.
Кстати, в части отношения к решениям небезызвестного Пленума Верховного Суда российской Федерации на том же первом заседании комитета ВСС также не удалось добиться консенсуса: как и следовало предполагать, страховое сообщество разделилось на две группы — тех, кто призывает к беспрекословному выполнению решений Пленума, и тех, кто предлагает ни в коем случае не сдавать позиции по принципиальным вопросам.
Впрочем, все сходятся во мнении, что именно позиция ВС РФ по вопросам страхования остается основным камнем преткновения в разработки стандартов каско: дойдя в некоторых случаях до открытого противостояния формальной логике, Верховный Суд в полной мере продемонстрировал ограниченность возможности диалога с Цетнробанком, и страховое сообщество справедливо сомневается в действенности таких стандартов — независимо от их сбалансированности и справедливости.
Глава союза страховщиков Игорь Юргенс напоминает при этом, что стандарты каско уже разрабатывались специалистами ВСС и были доведены практически до готовности, но с учетом современной судебной практики их придется серьезно доработать. При этом чисто теоретически глава союза видит в стандартах и эффективный инструмент для борьбы со страховым мошенничеством, и новый уровень удобства для контроля над страховщиками со стороны страхнадзора.
С ним сложно не согласиться — при условии, конечно, что страховщики будут не только ловить мошенников, но и создавать качественные продукты в среде здоровой конкуренции, а надзор будет не только бдительно надзирать, но и разумно развивать страховой рынок.
По видению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), минимальные стандарты каско должны содержать такие положения, как унифицированные перечни страховых рисков и оснований для отказа в страховой выплате, критерии оценки объема ответственности страховых компаний, порядок определения размера ущерба при ДТП и жесткие сроки рассмотрения страхового случая.
Чтобы не «скатиться» к написанию стандартных правил каско-страхования, можно воспользоваться альтернативным вариантом — к примеру, разработкой свода положений, которые будут трактоваться как недопустимые в договорах страхования (такой вариант, в частности, был предложен на рабочей группе ФАС еще в 2011 г. директором московского представительства перестраховочного общества General RE Капитолиной Турбиной).
В том или ином виде служба ЦБ по финансовым рынкам хочет получить этот документ как можно быстрее. При этом речь идет об обеспечении совмещения баз данных по «автогражданке» и по каско, техническая возможность которого была ранее подтверждена Российским союзом автостраховщиков (РСА). Для разработки стандартов при ВСС создана рабочая группа, руководителем которой назначен гендиректор страховой компании «Согласие» Сергей Савосин.