Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Страсти по ОСАГО-2023: б/у запчасти, сроки ремонта, права гражданина и другое

Опубликовано: 29 / 01 / 2023

Страсти по ОСАГО-2023: б/у запчасти, сроки ремонта, права гражданина и другое

Первым тревогу забил Всероссийский союз страховщиков, озвучивший информацию о нулевой доле восстановительного ремонта, затем проблему с ремонтом пострадавших в ДТП автомобилей по ОСАГО обсудили страховщики и, наконец, ситуация, сложившаяся в этом сегменте обязательного страхования, была вынесена на обсуждение в Госдуме (19 января текущего 2023 г. состоялось закрытое совещание). Так что же случилось и чего ждать от такой активности рядовому страхователю?


Суть проблемы обозначил глава ВСС/РСА: к ноябрю прошлого года количество выданных страховщиками ОСАГО направлений на восстановительный ремонт снизилось практически до нуля. Причина сложившейся тенденции всем понятна и связана с отсутствием налаженных поставок запасных частей к большинству автомобилей зарубежного производства, что делает невозможным выполнение ремонта в установленные законом сроки.

По закону при выборе натурального возмещения страхователь должен получить направление на СТО в срок до 20-ти дней с даты подачи заявления, на проведение ремонтных работ отводится максимум 30 дней с момента доставки поврежденного авто на станцию техобслуживания.

По данным РСА, в сегменте обязательного страхования автогражданской ответственности наблюдается катастрофическое снижение доли страховых выплат через восстановительный ремонт, которая в среднем ранее доходила до 12-15%., а в последнем квартале 2022 г. у ряда компаний упала до 0%.

Что предлагают автостраховщики и почему ЦБ против

Решения, предлагаемые профессионалами страхового рынка, сложно назвать оригинальными. Они предсказуемы и уютно размещены в законодательном послаблении, которое должно позволить страховщикам ОСАГО:

· использовать при выполнении восстановительного ремонта бывшие в употреблении автозапчасти;

· увеличить вдвое сроки такого ремонта (с положенных по закону 30-ти дней до 60-ти).

Именно с такой позицией страховое сообщество и предстало на совещании в Госдуме. Однако Центробанку ни одна из инициатив не понравилась.

Регулятор публикует другую статистику, утверждая, что доля ремонтов в 2021 г. не превышала 9%, а в 2022 г. вышла ориентировочно на 5%. Количество жалоб от автомобилистов на отказ в выполнении авторемонта или несоблюдение сроков действительно выросло в прошлом году примерно на треть, но уже к концу полугодия вернулось к уровню 2021 г.

Комментируя ситуацию, в ЦБ рассказали, что законом и так предусмотрены необходимые механизмы. Так, при отсутствии у страховой компании договора с сервисниками, способными обеспечить ремонт машины в срок, транспортное средство (по согласованию с потерпевшим автовладельцем) может быть перенаправлено на другое СТО, но уже без установленных законом сроков ремонта.

Если же страхователь отказывается от такого варианта, а возможности отремонтировать авто в установленные сроки нет по объективным причинам, то по закону натуральное возмещение заменяется денежной выплатой.

Таким образом, страховые компании и регулятор пришли к совещанию в Госдуме с противоположными мнениями.

Назад в девятностые?!

Против инициативы страховщиков ОСАГО активно выступили представители Совета по правам человека при Президенте РФ. И дело, по их мнению, не только в нарушении прав потребителей (которые, безусловно, будут нарушены — и серьезно!), но в генерации риска выйти на принципиально новый виток развития криминогенной обстановки.

В своих опасениях они отсылают оппонентов к истории, когда в «лихие девяностые» часто и густо угнанные автомобили разбирали на запчасти, и следы преступлений терялись.

Предлагаемая форма поддержки страховщиков, по их мнению, может привести к возрождению подобной практики в непредсказуемых масштабах.

При этом в Совете по правам человека выдвинули свою инициативу, предсказуемо не получившую поддержку ни у страховщиков, ни у автомобилистов — временный мораторий на саму обязательность обязательного страхования автогражданской ответственности (по сути, тоже в каком-то смысле возврат в 90-е/начало 2000-х, когда автостраховка была сугубо добровольной).

И все-таки это перспективно!

А вот Комитет Госдумы по финансовому рынку в лице своего председателя Анатолия Аксакова увидел определенную перспективность предлагаемых решений — правда, с определенными оговорками.

Итак, все то же, но с уточнениями:

· увеличение сроков ремонта на один месяц — ОК. Но мера должна быть временной: пусть страховые компании получат некоторый запас времени для налаживания новых цепочек поставок (включая параллельный импорт) — и снова вернемся к стандартным нормам;

· авторемонт по страховке с использованием деталей б/у — тоже ОК. Но необходимо дополнительно обсудить вопрос качества таких запчастей и определиться с перечнем возможных замен.

В частности, при ремонте могут разрешить к использованию те б/у детали и комплектующие, которые не влияют на безопасность эксплуатации автомобиля после ремонта (например, речь может идти о замене бампера, двери, крыла и т.п.)

Инициативы озвучены, противники обозначены, окончательных решений пока нет.

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России