Что произошло на рынке ДМС в 2019 г.?
Опубликовано: 23 / 02 / 2020
|
|
|
Анализ динамики развития добровольного медицинского страхования за прошлый год показал парадоксальные результаты: рекордный рост сборов по ДМС на фоне жесточайшей конкуренции между игроками и как результат — возрастание убыточности в этом сегменте страхового рынка. В 2021-2022 гг. предположительно следует ожидать запуск «чистки» портфелей у многих страховщиков из топ-10 по ДМС.
|
|
Демпинг как ответ на угрозы рынка
В течение всего 2019 г. в сегменте ДМС наблюдались опережающие в сравнении с рынком в целом темпы роста премий (такая тенденция последний раз наблюдалось в 2014 г.) Однако результат этот был достигнут за счёт значительного демпинга по тарифам, к которому прибегали даже почти все ведущие игроки сегмента.
По данным ЦБ РФ, в течение трех первых кварталов 2019 г. страховые премии по добровольному медицинскому страхованию продемонстрировали рост почти на 16%, увеличившись до 150,4 млрд. руб. — но на фоне максимальных за всю историю наблюдений темпов прироста взносов (в Q3 этот показатель превысил в годовом сравнении 35%).
Премия на одного застрахованного в среднем сократилась на 10-15%, средняя инфляция по договорам ДМС в годовом исчислении оценивается на уровне 6-8%. Основной результат этой политики — остановленная угроза дальнейшего развития процесса отказа от добровольного медстрахования.
Причины и механизмы демпинговой политики
В какой-то момент страховщики ДМС ощутили, что продукты теряют востребованность. Эту тенденцию задала совокупность взаимосвязанных причин, среди которых:
· высокие требования наших современников к качеству медицины;
· стремление лечебных учреждений расширить пакет услуг (принцип «избыточного лечения»);
· превышение темпа роста цен на медицинские услуги над темпами роста бюджетов большинства корпоративных клиентов.
Действительно, после заметного сокращения потока пациентов «с улицы», связанного со снижением покупательной способности граждан РФ, для медучреждений определяющим источником доходов осталось медстрахование, и они закономерно стремятся свои доходы сохранить.
Корпоративные клиенты, со своей стороны, не отказываются от ДМС совсем, но пытаются обеспечить обслуживание за меньшие деньги, нередко соглашаясь на демпинговые предложения других страховых компаний. Страховщики же, стараясь добиться от клиентов пролонгации договоров, опираются, главным образом, на спецусловия, которые им удается получить от медиков.
Данные опроса показали, что коэффициент удержания клиентов в сегменте ДМС сохраняется на уровне 70-90% (в том числе за счет оптимизации продуктов).
Как оптимизируются продукты ДМС
В течение трех последних лет страховщики делали все для того, чтобы учесть желание работодателей сохранить в соцпакете сотрудников полис ДМС и обеспечить при этом снижение расходов на медстрахование.
Результатом стало смещение классического страхования с покрытием обширного перечня рисков в сторону программ с ограниченным набором медуслуг. В результате количество заключенных договоров в 3,5 раза увеличилось, но средняя премия по договорам с корпоративными клиентами в сегменте снизилась со 115 тыс. руб. до 61,9 тыс. руб.
Четыре основных способа оптимизации программ для корпоративных клиентов:
· сокращение перечня страхуемых рисков;
· подбор альтернативных лечебных учреждений;
· введение продуктов с франшизой;
· использование моделей софинансирования полисов работниками.
Возможно также применение сразу несколько из перечисленных способов. Кроме этого, на 5,5% во взносах по ДМС возросла доля физлиц, для которых формируются спецпродукты (прохождение диспансеризации, защита от критических заболеваний и т.п.)
Война цен и перспективы 2020
Жёсткая конкуренция в этом сегменте страхования никуда не денется и в текущем году, однако опасения страховщиков ДМС по поводу роста убыточности их деятельности регулятор не разделяет: в ЦБ убыточность в добровольном медстраховании считают «стабильной и предсказуемой».
По данным ЦБ, сегмент отличают невысокие затраты на привлечение клиентов: с участием посредников получают лишь 45% взносов (в целом по рынку — 78%), а доля вознаграждения посредников в полученных взносах составляет всего 19% (против 30% по рынку за 2019 г.)
Рентабельность страховщиков ДМС по итогам 9 месяцев прошлого года имела позитивную динамику (+0,7%), а убытки не демпинговавших компаний не превысили 1-2%. В среднесрочной перспективе поддерживать интерес к ДМС будут такие фундаментальные факторы, как развитие технологий (и страховых, и медицинских) и растущая востребованность медуслуг и сервисов мониторинга здоровья в связи с естественным старением населения.