Кто ответит за жизнь и здоровье пассажира такси?
Опубликовано: 25 / 10 / 2020
|
|
|
Как известно, страхование ответственности перевозчика не защищает интересы пассажиров такси, а это значит, что по факту дорожно-транспортного происшествия при доказанной вине водителя максимум, на который может рассчитывать пострадавший пассажир — компенсация в пределах страхования обязательного страхования автогражданской ответственности (на сегодняшний день — до 500 тыс. руб.)
|
|
Теоретически пострадавшие во время поездки на такси могут подать соответствующий иск против водителя на дополнительное взыскание ущерба, однако подобные попытки восстановить справедливость являются единичными, судебная практика по ним мизерна, а получить возмещение даже с судебным решением на руках практически невозможно.
По данным Центра компетенций международного евразийского форума такси, в текущем 2020 г. 25 % дорожно-транспортных происшествий, случившихся на дорогах Москвы, совершены при участии такси; более трети аварий совершаются по вине водителей-мигрантов.
Действительно, сотни тысяч таксистов в России зарегистрированы как самозанятые, их работа никем не контролируется, подлинность шоферских удостоверений водителей-мигрантов, полученных в других странах, проверить сложно— да никто и не пытается.
Несут ли ответственность агрегаторы?
Сегодня мы все с удовольствием пользуемся услугами агрегаторов, ведь чтобы с их помощью вызвать машину такси, достаточно позвонить по телефону или использовать мобильное приложение. При этом не слишком афишируется тот факт, что услуги агрегаторов водителям и таксопаркам классифицируются исключительно как информационные.
Через обычный договор оказания услуг с IT-компаниями к перевозкам людей обеспечивается допуск в качестве водителей самозанятых лиц без какого-либо дополнительного контроля.
Согласно действующему законодательству, агрегаторы такси никакой ответственности за попавшего в аварию пассажира не несут — и в этом вопросе рубежом ничуть не лучше, чем у нас в России.
Яркой иллюстрацией безответственности такого крупного агрегатора, как Яндекс.Такси, является случай с жителем Петербурга, произошедший в 2017 г.: водитель заказанного через популярное приложение такси на большой скорости уснул за рулём, врезался в гранитную набережную и скончался на месте ДТП. Серьезно пострадавший пассажир так и не смог получить компенсацию за нанесенный его здоровью ущерб.
Два законопроекта — ни одного решения
В 2018 г. в Госдуме прошел первое чтение законопроект, закрепляющий ответственность агрегаторов и таксопарков за здоровье пассажиров, однако больше нижней палатой документ не рассматривался — возможно из-за содержащегося в нём запрета на доступ к перевозкам официально не нетрудоустроенных водителей.
По мнению участников рынка, официальное оформление В таксомоторной компании или агрегаторе всех самозанятых приведёт к увеличению расходов компаний, как следствие – к росту тарифов, а затем и к падению спроса.
В декабре 2019 г. в Госдуму был внесен альтернативный законопроект, в котором отмечается, что у самозанятых водителей нет инфраструктуры, необходимой для обеспечения безопасности — правда, речь идёт лишь об обещании создать дистанционные системы контроля в каком-то неопределённом будущем (справедливости ради следует отметить, что данный законопроект по формальным причинам уже феврале был возвращен автором, которые пока не готовы подать его вторично).
При этом в Общероссийском объединении пассажиров (ООП) уточняют: ни один из законопроектов не предполагает создание прозрачного механизма урегулирования инцидентов с пассажирами и возмещение ущерба пострадавшим со стороны таксопарков или агрегаторов.
Мнение Минтранса: закон, который установит требования ко всем участникам рынка таксомоторных перевозок, необходим (какой из вариантов ведомство готово поддержать, не уточняется).
Мнение агрегатора Яндекс.Такси: самозанятые водители самостоятельно платят налоги и отвечают за свою работу полностью — достаточно просто уравнять их права и обязанности с ИП, выдавая разрешение на перевозку пассажиров.
Кроме того, предлагается распространить на всю страну практику применения программы страхования поездок, которую уже сейчас на добровольной основе внедряют многие сервисы.