Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Основные фигуры страхового рынка: паблик-аджастер

Опубликовано: 26 / 04 / 2015

Основные фигуры страхового рынка: паблик-аджастер

При возникновении несогласия между страховой компанией и ее клиентом последний, как правило, традиционно оказывался в слабой позиции: незнание правовых аспектов и нюансов страхового договора практически не оставляло ему шансов на победу в споре. Однако ситуация резко изменилась после распространения на страхование закона о защите прав потребителей (2012 г.), когда на российском страховом рынке появились аджастеры (проще страховые юристы).


Звучный термин «аджастер» пришел к нам из английского языка («adjuster» - независимый специалист, физическое лицо или организация, занимающееся урегулированием претензий страхователя в связи со страховым случаем). Необходимость в подобных специалистах сложилась в Европе к концу XVIII века, когда появились так называемые «оценщики убытков». Позже (в 1937 г. в США, в 1941 г. - в Великобритании) были созданы национальные ассоциации независимых аджастеров, после чего этот термин и вошел в широкое употребление.

Строго говоря, на рынке существует три типа аджастеров:

· специалисты по урегулированию убытков, состоящие в штате страховых компаний;

· независимые специалисты, специализирующиеся на урегулировании крупных убытков, или лосс-аджастеры (обычно работают с юридическими лицами);

· независимые специалисты, работающие с физлицами и защищающие интересы страхователей, или паблик-аджастеры.

Соответственно, именно паблик-аджастеры и представляют интерес для страхователей. Важно отметить, что задача специалиста по урегулированию состоит в том, чтобы помочь сторонам достичь досудебного согласия в части справедливого страхового возмещения (не путать с так называемыми автоюристами, которые перекупают право страхователя на возмещения, с тем чтобы выиграть дело в суде и возместить свои вложения).

Аджастер проводит независимое расследование обстоятельств страхового события, оценивает его последствия и обеспечивает юридическое сопровождение действий, предпринимаемых для получения клиентом (страхователем) законного страхового возмещения. Главное преимущество аджастера - умение использовать альтернативные пути урегулирования страховых споров, не доводя до суда.

Таким образом, привлечение специалиста на ранних этапах не только сводит к минимуму риск отказа в выплате страхового возмещения, но и обеспечивает существенное сокращение сроков получения страховой выплаты. Если же по сформированному выплатному делу страховая компания неправомерно отказывает в выплате, аджастер может обратиться в надзорный орган для применения санкций к нарушающему правила страхования страховщику.

В России Первые аджастинговые фирмы появились как представительства иностранных компаний ( Crawford, Eurogal, Claims Recovery Services и пр.), а в 2010 г. была сформирована Национальная Ассоциация Страховых Аджастеров (НАСА), объединившая 12 профильных компаний. Следует, однако, отметить, что это исключительно лосс-аджастеры, а отчеты российских аджастеров до сегодняшнего дня официальными документами не являются.

Ситуацию, сложившуюся в России относительно аджастеров, глава НАСА Андрей Богачев оценивает как парадоксальную: специалисты в стране реально работают, у них есть клиенты, их рекомендациям следуют отечественные и западные страховые компании, но профессия остается непризнанной (только сейчас к закону о страховой деятельности готовят поправку, которая утвердит профессию аджастера в России, и только в перспективе можно ждать, что «прописку» в российском законодательстве получат собственно паблик-аджастеры). Впрочем, в этих вопросах, как это нередко у нас бывает, законодательство заметно отстает от реалий.

К тому же, паблик-аджастерам у нас пока не удается в полной мере добиваться своих прямых целей: согласно статистике Верховного суда РФ, в период 2011-2013 гг. число судебных разбирательств, связанных со взысканием страхового возмещения, удвоилось.

Особенно популярными стали автоюристы, которые всерьез потеснили страховщиков, необоснованно отказывающих в выплатах по полисам каско и ОСАГО. Хотя цели автоюриста расходятся с целями классического аджастера, интересы страхователя он все-таки защищает, а это делает рынок более цивилизованным.

Более того: активность автоюристов стала одной из причин того, что для многих страховых компаний направление ОСАГО оказалась на грани рентабельности. Нормально ли это? История свидетельствует, что именно так и происходило становление западных систем страхования, на которых тоже прежде были серьезные злоупотребления со стороны страховщиков.

А потому есть надежда, что деятельность паблик-аджастеров вместе с нынешней системой судебных штрафов, нередко превышающих само страховое возмещение, приведут страховщиков к пониманию необходимости вести бизнес по-новому: им просто станет выгоднее соблюдать права своих клиентов. 
Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России