Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

СК экономят на разделении рисков

Опубликовано: 13 / 10 / 2009

Ради экономии средств и сокращения рисков неплатежей украинские страховщики пошли на уменьшение объемов перестрахования. Стагнация вслед за рынком страхования коснулась и перестрахования. Ряд ведущих...


Ради экономии средств и сокращения рисков неплатежей украинские страховщики пошли на уменьшение объемов перестрахования.

Стагнация вслед за рынком страхования коснулась и перестрахования. Ряд ведущих отечественных страховых компаний, в числе которых Провидна, ИНГО-Украина, Универсальная, АСКА, уменьшили расходы на перестрахование по итогам   I квартала 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем некоторые из них даже в большей степени, чем снизился объем собираемых премий за указанный период. По данным СК Нова, падение объемов премий (порядка 25%) по видам страхования, которые зачастую перестраховываются (КАСКО, имущество, грузы), повлекло за собой снижение объемов факультативного и пропорционального облигаторного перестрахования (порядка 50%). Причинами этого стали изменения на украинском и глобальном рынках.

Международный рынок стал жестче

На международном рынке перестраховать риски стало труднее во многом вследствие роста стоимости этой операции. По данным Провидна, Универсальная и Нова, рост стоимости перестрахования чувствовался практически по всем видам, а особенно по добровольному страхованию имущества. На его удорожание повлияли определенные факторы.

Во-первых, западные перестраховщики отказались увеличивать емкость облигаторных договоров, а в некоторых случаях даже уменьшили их. Это связано с уходом части крупных международных перестраховщиков с глобального рынка под влиянием экономического кризиса, в то время как у оставшихся игроков финансовые возможности сократились. Подобная ситуация повлекла за собой пересмотр андеррайтинговой политики на период финансового спада. "Несмотря на то что убыточность прошлого года по некоторым договорам была незначительной и перестраховщик получил доход, это не особо повлияло на возможность украинских перестрахователей увеличить облигаторные емкости. В связи с этим большая доля приходится на факультативное перестрахование, а это уже более высокие тарифы, нежели по облигаторному перестрахованию", - рассказывает Яцек Мейзнер, председатель правления Альфа Страхование.

Во-вторых - девальвация гривни.

В-третьих, рост убыточности прямого страхования в Украине, особенно в отношении "моторного портфеля". Стоимость перестрахования КАСКО растет из-за роста убыточности и стоимости среднего убытка, которые зависят от стоимости запасных частей и работ на СТО.

К внутреннему рынку доверие пошатнулось

Существенные изменения произошли на внутреннем рынке перестрахования. Неуверенность в финансовом состоянии многих страховых компаний-резидентов привела к сокращению объемов передачи рисков внутренним перестраховщикам. Более того, на рынке значительно уменьшилась доля перестрахования, которое ранее осуществлялось как простой обмен рисками и деньгами. Сегодня в большинстве случаев если страховые компании взаимодействуют по перестрахованию, то это действительно означает покупку необходимой емкости. "При размещении рисков компании стали более внимательно относиться к рейтингу надежности перестраховщиков, а не принимать решение о перестраховании только на основании тарифных ставок. Похоже, СК стоят перед нелегким выбором: размещать риски дешевле, но с перспективой остаться без защиты, или больше платить за реальное перестрахование. Такая же картина и с выбором рынков: западный дороже, но надежнее. К тому же в последнее время некоторые страхователи начали требовать подтверждения перестрахования своих договоров у рейтинговых западных перестраховщиков", - разъясняет Александр Дяченко, директор департамента перестрахования Универсальной.

Компании, купившие непропорциональные облигаторные емкости в докризисный период, сегодня решают проблему наполняемости этих емкостей и адекватности стоимости перестраховочных программ. Стремясь заполнить емкости за счет других игроков рынка, они идут на снижение цен в надежде получить хоть какое-то возмещение понесенных затрат.

Арсенал минимизации затрат

Под влиянием изменений на внутреннем и внешнем рынках страховщики начали изменять подходы к перестрахованию, стремясь по возможности сокращать на него издержки.

Во-первых, более активно стали использовать облигаторные и факультативные непропорциональные договоры. В этом году тенденция перехода на непропорциональное перестрахование усилилась. "Данный вид перестрахования существенно минимизирует расходы на перестрахование по сравнению с ранее действующими на пропорциональной основе договорами и в то же время защищает компанию от крупных убытков", - отмечает Максим Палейчук, начальник отдела входящего перестрахования Провидна.

Во-вторых, в условиях курсовой нестабильности страховщики изменяют валюту платежа или фиксируют цены в национальной валюте. Здесь примечательна практика Универсальной. "Во избежание потерь на курсовой разнице при падении национальной валюты большинство облигаторных программ были переведены на гривневую основу. Премия фиксируется в гривнях, а платеж осуществляется в долларах по курсу на день оплаты. Подобное изменение валюты не отразилось на цене программы, к тому же это было предложение перестраховщика, который таким образом получил конкурентное преимущество. В договорах факультативного перестрахования с западными партнерами мы также стараемся отображать премию в гривне. Если же требуется платеж в валюте, пытаемся свести к минимуму период между получением страхового платежа и перечислением перестраховочной премии. Это достигается своевременным оформлением перестраховочных документов", - рассказывает Александр Дяченко.

Третий способ минимизации затрат - поиск перестрахования как через брокеров, так и напрямую.

Четвертый путь к сокращению издержек компании - частичный или полный отказ от перестрахования по отдельным рискам. К примеру, Провидна приостановила страхование финансовых рисков, следовательно, отпала необходимость в перестраховании. "Пострадали также и банковские виды страхования, например, титульное (страхование от потери права собственности) в связи с резким сокращением объемов кредитования населения, - говорит Ирина Ермоленко, андеррайтер Allianz Украина. - Заключенные облигаторные договоры по титульному страхованию не оправдывают себя". Альфа Страхование отказалась от перестрахования по таким рискам, как обязательное страхование водителей от несчастного случая и добровольное медицинское страхование.

Уменьшению расходов на перестрахование в текущем году способствовал также более взвешенный подход компаний к собственному удержанию. Например, Универсальная повысила свое удержание по имущественному облигатору с 0,75 до 2,2 млн. грн. Альфа Страхование собственное удержание по КАСКО увеличила с 200 до 400 тыс. грн., по имуществу и несчастным случаям - с 200 тыс. до 1 и 0,5 млн. грн. соответственно. С пересмотром лимитов больше всего уменьшилось перестрахование КАСКО, которое ранее перестраховывали у резидентов.

По страхованию наземного транспорта ведущие страховые компании стараются не перестраховывать риски по нескольким причинам. Во-первых, страховые резервы, обеспеченные ликвидными активами, позволяют не перестраховывать такие риски. Во-вторых, стоимость облигаторного/факультативного перестрахования наземного транспорта увеличилась на 10-20%. В-третьих, сейчас многие компании в Украине начали задерживать выплаты, а перестраховывать у перестраховщиков-нерезидентов дорого. "В условиях спада поступления страховых платежей сложно точно просчитать, что является более выгодным: перестраховывать или не перестраховывать. Если компания перестраховывает свои риски, платит за это деньги, но в итоге не получает возмещения от перестраховщиков, то она фактически платит вдвойне (за перестрахование и по выплатам), а потом еще тратятся ресурсы на выбивание денег у перестраховщика. Поэтому проще не перестраховывать незначительные риски и за счет собственных ликвидных активов обеспечивать выплату возмещений или заплатить больше надежному перестраховщику. Многое зависит от финансового состояния компании и позиции ее руководства", - советует Яцек Мейзнер. В целом эксперты констатируют, что игры с увеличением размера собственного удержания - затея рискованная, спад поступления новых премий и постоянный рост убыточности ни к чему хорошему страховщиков не приведут.

Пока одни участники рынка всеми силами минимизируют издержки, другие идут на увеличение затрат сегодня в надежде выиграть завтра. К примеру, по имущественным видам в Нова было выбрано не совсем характерное решение с точки зрения минимизации затрат: компания перешла с облигаторного непропорционального перестрахования на более дорогое облигаторное пропорциональное перестрахование. "Компания не стала рисковать, ведь в период кризиса в стране можно существенно ошибиться с оценкой плановых сборов по страхованию и испытать неудобства или проблемы, связанные с наполнением облигатора", - отмечает Татьяна Пугаченко, директор по перестрахованию Нова. С коллегой соглашается и Яцек Мейзнер: "Облигаторное пропорциональное перестрахование мягче, и здесь можно получить хорошие скидки, конечно, при отсутствии значительной убыточности по прошлому периоду. Немного переплатив вначале, на втором году перестрахования можно оказаться в значительном выигрыше".

Андрей Рудой: Компаньон;
Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России