Просто «НСК», или вторая «темная лошадка» страхового рынка
Опубликовано: 15 / 01 / 2023
|
|
|
В 2022 г. на российском рынке страхования продолжилась традиция появления игроков, удивляющих профессиональное сообщество и окрещенных «темными лошадками». Годом ранее такой неожиданностью стало появление ООО СК «Константа», выход которого на рынок Крыма хоть и прогнозировался, но стал очевиден лишь со временем. В конце минувшего года ЦБ РФ выдал в экстренном порядке сразу две лицензии никому ранее не известному ООО СК «НСК». Чем же займется неожиданно возникший новый игрок?
|
|
Напомним, что страховая компания «Константа» с засекреченным составом учредителей, успевшая за три дня января 2021 г. зарегистрироваться как юрлицо и получить лицензию, уже в начале марта того же года стала членом ВСС и полноправным игроком, а позже была переименована в «РНКБ Страхование» и подтвердила намерение занять до 60% рынка на крымском полуострове.
Экстренно «рожденная» в ноябре-2022 «НСК», по убеждению многих, тоже может быть исключительно результатом договоренности «серьезных людей». Во всяком случае, появление этого игрока стало для страхового рынка полной неожиданностью.
Что известно о новой компании?
Согласно ЕГРЮЛ, датой регистрации нового страховщика с уставным капиталом 300 млн. руб. является 23 ноября, а буквы в названии не являются аббревиатурой — то есть, никакой расшифровки, в полном соответствии с модной нынче тенденцией, нет. Зато уже 12 декабря «просто НСК» получило страховые лицензии Центробанка — на личное и имущественное страхование.
В выписке из госреестра юрлдиц указано: компания планирует заниматься страхованием и перестрахованием, а также другими видами бизнеса, включая финансовые услуги и лизинг.
Чтобы начать страховую деятельность, остается получить членство во Всероссийском союзе страховщиков (пока ООО СК «НСК» в реестре ВСС нет). Примечательно, что полноправным владельцем новорожденной компании стало ФГУП «Администрация гражданских аэропортов/аэродромов)».
Данное Федеральное госпредприятие создано в 2002 г. в целях обеспечения управления профильными отечественными комплексами (точнее, их имуществом). Отсюда — размышления о возможном назначении новой страховой компании.
Расстановка сил в авиа-страховании
«НСК», как и годом ранее «Константа», появилась не «по правилам». При этом ее владельцу — ранее названному ФГУП — строго говоря, и страховать-то нечего: в собственности предприятия (да и то в роли представителя государства) — только перроны и взлетно-посадочные полосы.
Для понимания расстановки сил в сегменте:
· на авиакаско воздушных судов и страховании ответственности авиаперевозчиков специализируются авторитетные «АльфаСтрахование», «Ингосстрах» и «СОГАЗ»;
· перестрахование самолетов и перевозок осуществляется через НССО и РНПК.
· страховые споры редки и не слишком масштабны (например, аэропорт г. Минводы однажды заплатил по спору с «СОГАЗом» 3 млн. руб. по обвинению в аварии из-за попадания в движок самолета птицы).
«Дебермудизированные» самолеты или лизинг?
Через несколько месяцев после введения международных санкций России удалось вывести из реестра Бермудских островов и вернуть к авиаперевозкам иностранные воздушные суда. В общей сложности в России был перерегистрирован 201 самолет, включая Аэробусы и Боинги. Все они принадлежали российским лизинговым компаниям, были нашими перевозчиками выкуплены и теперь не без юмора называются «дебермудизированными».
В связи с этой историей возникла пара версий появления «темной лошадки»-2022:
· Версия первая: чтобы «дебермудизированные» суда могли летать за рубеж, авиакомпании должны их застраховать, и страховщик должен быть отечественный и «чистый» (неподсанкционный).
· Версия вторая: новая компания могла потребоваться для лизинговых операций с воздушными судами.
В пользу второй версии говорит тот факт, что параллельно в «НСК» тем же ФГУП с долей 99,9999% зарегистрирована некая «НЛК-Финанс», коды бизнес-деятельности которой позволяют арендовать и предоставлять в лизинг воздушные суда и авиаоборудование. А российский авиационный лизинг, как известно, после начала специальной военной операции столкнулся с большими трудностями.