Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Кризис в сегменте ОСАГО усиливается

Опубликовано: 11 / 12 / 2016

Кризис в сегменте ОСАГО усиливается

Об усугублении ситуации на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности говорит, в первую очередь, исход страховщиков. В росте тарифов уже не видят смысла, говоря о том, что это выгодно только автоюристам. Среди предлагаемых путей решения — скорейший перевод выплат в натуральную форму и создание государственного страховщика ОСАГО.


В 2015 г. от работы в сегменте ОСАГО отказалась СК «Русский страховой центр», в марте текущего года — «Региональная страховая компания» (Санкт-Петербург). Очередной «отказник» — страховая компания «Альянс». Возврат лицензий на ОСАГО в ЦБ — следствие растущей убыточности «автогражданки» и негативных прогнозов в этой части развития страхового дела.

СК «Альянс»: история одного отказа от лицензии

Эта страховая компания многие годы уверенно входила в топ-10 по сборам ОСАГО, ежегодно собирая в среднем порядка 3 млрд. руб. и повысив сборы в 2013 г. до 5 млрд. руб. В декабре 2014 г. страховщик приостановил продажи ОСАГО, не отзывая лицензию, и вернулся к работе с новой стратегией — аккуратной и взвешенной, предусматривающий сокращение присутствия в рознице

Однако в июле текущего года, оценив ситуацию, руководство «Альянса» вернулось к решению об отказе работать в сегменте ОСАГО и начало процедуру возврата лицензии. Оставшиеся после сокращения бизнеса действующие полисы будет обслуживать компания «Медэкспресс».

Главная причина такого решения топ-страховщика — новые правила «автогражданки»: обязательное присутствие во всех регионах страны и обязательные продажи е-полисов с 1 января 2017 г. Остающиеся на рынке игроки делают ставку на натуральную форму возмещения. Оправдаются ли эти ожидания?

В ожидании «ремонтного» ОСАГО

Поправки в закон, которые позволят заменить денежную выплату в ОСАГО ремонтом, с нетерпением ожидаются и страховщиками, и регулятором — в них видят инструмент снижения убыточности «автогражданки».

Заинтересованные стороны надеются на запуск механизма уже весной следующего года, однако «ремонтные» поправки по срокам в предусмотренные процедуры согласования не укладываются, из-за чего подготовленная Минфином реформа может сорваться.

При этом в ЦБ утверждают: причина резкого роста выплат (а они за три квартала 2016 г. достигла 120 млрд. руб. — против 120 млрд. руб. за весь 2015 г.) — деятельность юристов-посредников, известных как автоюристы, против которых и направлена система приоритета материального возмещения ущерба в рамках дорожно-транспортных происшествий, подпадающих под классификацию страховых случаев.

Автоюристы как абсолютное зло

По данным ЦБ, по итогам 9-ти месяцев текущего года на претензиях к страховым компаниям автоюристы заработали до 9 млрд. руб. На фоне резкого роста выплат убыточность ОСАГО в ряде регионов превысила 100%.

Именно недобросовестным поставщикам юридических услуг приписывают и способность нивелировать любое повышение тарифов: по мнению руководства ЦБ, разница осядет в карманах посредников и ничего реально не принесет страховщикам ОСАГО.

Напомним: повышение тарифов в данном сегменте страхования производилось в октябре 2014 г. и в апреле 2015 г., что позволило на время стабилизировать ситуацию в регионах и обеспечить возврат страховщиков на проблемные региональные рынки.

На текущий момент коэффициент комбинированной убыточности у большинства страховщиков вплотную приблизился к 100% (то есть, расходы на ведение дел и на формирование резервов под страховые обязательства в совокупности с собственно выплатами по ремонту превышают сборы), однако эффект от повышения тарифов уже исчерпан.

Но если не повышение тарифов, то что? В числе рассматриваемых вариантов — создание в данном сегменте государственной монополии.

Во сколько обойдется государственная монополия?

Для того, чтобы сохранить систему ОСАГО сегодня предлагают создать единую государственную страховую компанию, которая примет на себя вся риски и обязательства по страхованию автогражданской ответственности россиян — фактически уход из рыночной среды. При этом будет полностью снят вопрос о доступности страховок в убыточных регионах.

Однако создание госмонополии по ОСАГО — удовольствие не из дешевых: по мнению главы ЦБ, на содержание такой структуры потребуются ежегодные бюджетные отчисления в размере не менее 25 млрд. руб.

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России