Российским страховщикам следует готовиться к падению прибыли почти на четверть
Опубликовано: 26 / 06 / 2022
|
|
|
По мнению экспертов профессионального объединения, в I полугодии текущего 2022 г. снижение сборов страховых премий может составить до 13%, а доходы страховых компаний прогнозируемо снизятся на 23%. Такой прогноз озвучен представителем Всероссийского союза страховщиков «Международном актуарном форуме-2022». Далее — о проблемных отраслях, предстоящих вызовах и планируемых ВСС мерах помощи.
|
|
Отрицательная динамика в годовом сравнении прогнозируется по разным направлениям, и цифры по разным видам страхования отличаются:
· «жизнь» — -23%;
· несчастные случаи — -21%,
· каско — -18%;
· добровольное медицинское страхование — -3%;
· обязательные виды — +2%.
Оценка снижения совокупной прибыли — -20-25%.Пока это результаты предварительные, полученные специалистами института страхования при ВСС.
Для справки: по итогам прошлого 2021 г. совокупная прибыль страховых компаний составила 245 млрд. руб. и в годовом сравнении потеряла лишь 1%.
Всем плохо, но некоторым хуже
Ситуация на страховом рынке России непростая и подхлестывается она не только текущим экономическим и политическим раскладом, но и некоторыми не слишком удачными законодательными инициативами. В ВСС прямо назвали наиболее проблемные сегменты, в которых наблюдается серьезный кризис. Это страхование:
1. Ответственности туроператоров
Несмотря на отсутствие рабочей альтернативы, от этой услуги уже отказалось большинство игоков рынка: геополитические условия, провоцирующие массовые отмены путевок, сделали риски и объем ответственности страховщиков неподъемными.
Облегчить ситуацию может внедрение электронных путевок — цифрового механизма, который позволит страховым орагнизациям видеть реальное число проданных каждым туроператором путевок, как следствие — точнее оценить риски. Также подготовлен законопроект Ростуризма по организации гарантийного фонда.
2. Арбитражных управляющих
Альтернативный механизм фингарантий тоже пока не существует, при этом в сегменте работает всего 5 страховых компаний, и они не являются крупными игроками рынка. На фоне рассматриваемой на данный момент инициативы удвоить страховую сумму специалисты видят угрозу полного оголения этого сегмента рынка. Текущая задача ВСС — разработка механизма, альтернативного страхованию.
3. D&O (ответственность топ- менеджеров)
Этот и без того проблемный сегмент продолжают тревожить разнообразными инициативами, предполагающими расширение оснований для выплат, что категорически не поддерживается поставщиками услуги. Очевидный итог подобного «расширительного подхода» — уход страховых компаний из этого сегмента.
Законодательные новинки, которые усложнят жизнь страховщикам
Мало того, что уже сейчас запретивший перестрахование в недружественных странах ФЗ-55 входит в противоречие с приказом Минкульта, который обязывает при вывозе/ввозе музейных ценностей оставлять на удержании отечественных страховщиков не более 10% рисков, обеспечивая пропорциональное страхование у ведущих мировых перестраховщиков — законодатели готовят новые сюрпризы.
Так, уже весной 2023 г. поправки в Кодекс торгового мореплавания обяжут к финансовому обеспечению собственников судов вместимостью от 300 т (для покрытия рисков подъема судна при затоплении).
В сегментах ОС ОПО и ОС ГОП ожидаются новые тарифные указания регулятора, которые расширят тарифный и снизят минимальную планку, что, по прогнозам ВСС, чревато падением сборов (до 44+% по опасным объектам и до 22+% по перевозкам).
В ВСС подчеркивают, что в текущих реалиях объединение работает в интересах отечественных страховщиков. Это и перенос срока требований по увеличению уставного капитала, и приостановка проверок по обязательным актуарным заключением, и уже достигнутые позитивные решения в части учета дебиторской задолженности и многое другое.