Российский госперестраховщик остановит отток страховой премии за рубеж
Опубликовано: 12 / 12 / 2015
|
|
|
О создании собственной системы перестрахования в России говорят едва и не с момента появления коммерческих страховых структур, однако на фоне нынешних санкций появление государственного перестраховщика становится шагом не только логичным, но и вынужденным.
|
|
Перестрахование — один из немногих механизмов, придуманных для обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний, этакая «подушка безопасности», делающая, собственно, возможной, ответственность по крупным рискам. Действительно, ни одна страховая компания мира не в состоянии выплатить возмещение, которое исчисляется миллиардами долларов, и распределение рисков между надежными страховщиками — весьма целесообразная и оправданная практика.
Другой вопрос, что отечественное перестрахование недостаточно по емкости и капитализации, а потому ежегодно огромные суммы перестраховочных премий «уплывают» за рубеж. Так, в 2013 г. из 110 млрд. руб. на внутреннем рынке России остались только 37 млрд. руб., в 2014 г. общий объем перестраховочных премий вырос до 138,5 млрд руб., а в стране осталось около 38 млрд. руб.
Понятно, что при такой динамике уже в апреле 2015 г. всерьез заговорили о перспективе создания государственной перестраховочной компании, а к ноябрю созрел и проект, воплощающий инициативу мегарегулятора по созданию НПК (национальной перестраховочной компании). Первичная задача «дочки» ЦБ (кстати, банк России заявило готовности вложить 71 млрд руб. в создание акционерного общества) — перестрахование рисков компаний, находящихся под санкциями.
Отметим, что идея создания госперестраховщика не нова — такие структуры действуют, к примеру, есть в Китае, в Индии, в Бразилии (китайский PICC Reinsurance по величине премии занимает в мире 8-е место, индийский GIC Re — 16-е место, IRB Brasil — 29-е место). В Аргентине и в Белоруссии есть ограничения по размеру рисков, передаваемых коммерческим перестраховщикам внутри страны (наши соседи, в частности, риски, превышающие десятую часть капитала страховщика перестраховываются исключительно через государство).
Основная идея законопроекта — в том, что российский страховой рынок (совокупный капитал 155 млрд. руб.) совместно с ГПК (уставный капитал свыше 70 млрд. руб.) риски клиентов в состоянии удерживать и без иностранной помощи. При этом отток валютных средств из страны предположительно сократится, а объем перестраховочной премии с международных рынков возрастет.
Что же беспокоит страховое сообщество? В первую очередь, пожалуй, отсутствие ответов на вопрос о том, насколько широко будут распространяться интересы госперестраховщика (говоря точнее — не станет ли его появление началом программы по сворачиванию коммерческого рынка перестрахования в России).
Действительно, госперестраховщик может послужить на рынке как катализатором развития коммерческого перестрахования, так и его стопором. Сегодня создание ГПК рассматривается как необходимость поддержки не собственно страхового рынка как такового, а лишь отдельных попавших под санкции страхователей — «отрезанных» от заморских перестраховочных емкостей компаний, значимых для отечественной экономики. А чем займется созданный в трудные времена перестраховщик, если санкции снимут (а их рано или поздно снимут-таки)?
Беспокоит и такая перспектива, как обязательная 10%-ная цессия по всем договорам перестрахования, которая бурно обсуждалась в канун создания проекта. Хотя в первоначальный законопроект эта норма не вошла, у Банка России есть все полномочия вернуться к ней в любой момент.
Не удивительно, что и сегодня в страховом сообщество остаются круги, скептически настроенные по отношению к ГПК и уверенные, что заменить мировой перестраховочный рынок новая структура все равно не сможет — не говоря уже о сомнениях в части экономической целесообразности (ведь даже СССР перестраховывал основные риски на Западе!)
Впрочем, доминируюn все же сторонники идеи, которые хотят видеть проект реализованным уже к 1 января 2016 г. — и у них тоже неоспоримые аргументы: санкционные клиенты на данный момент получают страховое покрытие, ограниченное рамками емкости отечественных страховщиков, и любой крупный убыток окажется не застрахованным в определенной части.