Модная тема ИИ в страховом поле
Опубликовано: 24 / 09 / 2023
|
|
|
Популярные еще пару лет назад темы «big data» и их обработки уступили место новому модному тренду: сегодня активно обсуждается внедрение технологий искусственного интеллекта. В России, более того, профильным министерством даже разработана концепция развития робототехники и ИИ до 2024 г. в различных сферах экономики. А что же со страхованием: во благо или во вред искусственный интеллект страховщику, страховому агенту, страхователю?
|
|
Нет никаких сомнений в том, что внедрение данной технологии в страховой индустрии способно повысить производительность стандартных для страхования процессов, как следствие — повысить уровень персонализации продуктов и качество обслуживания клиентов.
Где обещает быть полезным ИИ в страховой отрасли? Вот только несколько сценариев его потенциального использования (по данным исследования ERGO и Munich RE):
· реконструкция приведших к страховому случаю событий с применением «компьютерного зрения;
· использование при заключении договоров и принятии решений о возмещении данных высокой точности, сбор и обработка которых производились машинами (как возможность нивелирования нежелательного человеческого фактора;
· создание новых каналов взаимодействия с клиентами (общение через чат-бота, использование виртуального собеседника);
· автоматизация обработки материалов обратной связи (отзывов, клиентских запросов и пр.) для улучшения клиентского сервиса;
· минимизация риска утечки данных и сокращение мошеннических эпизодов, благодаря применению инструментов кибернетической безопасности;
· повышение точности управленческих решений, благодаря применению технологий дополненной реальности.
И это, не говоря уже о скорости и безупречном качестве подготовки финотчетности!
Страховой ИИ за рубежом и у нас: отстаем?
Переход российских страховщиков на ведение финансовых отчетов по стандартам, отвечающим международным, стартовал в 2017 г. — десятилетием позже, чем на западных рынках. Соответственно, и инновационные технологии как ответ на связанные с этим потребности стали интересны не так давно, а до широкого применения искусственного интеллекта в страховании еще далеко.
Европейские страховые компании используют искусственный интеллект практически все, хотя глубина проникновения технологии разная. Это связано, в первую очередь, со стандартами IFRS, обязывающими при подготовке отчетности в краткие срок перерабатывать колоссальные объемы данных. Самая популярная в Европе учетная система — имеющая встроенный ИИ функции МО SAP S4/HANA.
У нас распространению передовых технологий, по мнению экспертов, препятствуют два момента. Нет, не «дураки и дороги» по классике, но недалеко по смыслу:
· во-первых, это устаревшие подходы к управлению и инертное мышление, отсутствие практики открытого взаимного обмена идеями и готовности использовать методики внедрения инноваций;
· во-вторых, отсутствие условий для полноценного взаимодействия между ведущими игроками страхового рынка и стартапами (по типу европейских «инновационных лабораторий», работа которых спонсируется государством и/или бизнесом).
Так ли безгрешен безупречный
Внедрение ИИ выглядит почти что панацеей против всех проблем, но риски оно все же несет — и немалые. Связано это с тем, что алгоритмы ИИ сверхсложны и непрозрачны, понять обоснованность того или иного вывода не всегда удается, а это рождает недоверие к выводам сверхумного помощника.
Действительно, если машинное обучение для оценки проводилось на базе неподходящих, неправильных или устаревших данных, можно ли считать выводы правильными и адекватными ситуации?
Еще одной опасностью называют возможное злоупотребление клиентскими данными, а одним из главных опасений является потенциальное вытеснение людей-сотрудников.
Проведенный компанией «Ренессанс Жизнь» совместно с ИЦ Зарплаты.ру опрос показал, что более четверти населения РФ боятся лишиться работы на фоне стремительного развития технологий и считают, что именно ИИ может успешно заменить их на рабочем месте.
Первый практический опты отечественных страховщиков пока проходит на позитиве. Так, в «СберСтраховании» отчитались о результатах внедрения ИИ: срок урегулирования страховых случаев по программе «Сбереги финансы» вместе с осуществлением выплаты сократился до получаса.
В СК «Ренессанс Жизнь» по результатам своего же опроса утверждают: консультантом по страхованию жизни останется человеке, это одна из профессий, которые современные технологии не вытесняют, а дополняют и совершенствуют. При этом количеству действующих договоров НСЖ есть куда расти: если у нас застраховано порядка 1% населения, то в Европе это 80-90%.