Глобальное исследование российского рынка ОСАГО
Опубликовано: 18 / 12 / 2018
|
|
|
Финансовый Университет РФ опубликовал результаты собственного исследования рынка обязательного страхования автогражданской ответственности в России. Эксперты обратили внимание на некоторые коэффициенты, предназначенные для учета рисковой специфики эксплуатации транспортных средств, и озвучили свои выводы относительно оптимизации тарифного коридора.
|
|
Коридор следует расширять. Вдвое
Один из безапелляционных выводов экспертов касается необходимости изменения тарифного коридора: нынешние +/- 10% не являются фактором привлекательности для страховщиков и не отвечают потребностям страхователя.
Действительно, различия уровня риска эксплуатации авто в разных регионах нивелируют практикуемое для выравнивания условий сочетание «базовая ставка/тарифный коридор» и территориальный коэффициент. Сегодняшний компенсационный механизм не обеспечивает покрытие фактических рисков, которые в неблагоприятных регионах реально возникают у страховых компаний.
Так, прогнозируемый на период Q2-2019 г. средний тариф с учетом действующего 20%-го коридора тариф позволит контролировать убыточность только в 23-х их 86-ти регионов страны (это чуть более 46% от общего количества полисов).
Условия диктуют необходимость повышения стоимости «автогражданки» в регионах с повышенной убыточностью и традиционно высоким уровнем страхового мошенничества (в «токсичных» регионах — самый высокий территориальный коэффициент, не зависящий от аварийности водителя).
Предлагаемое решение: удвоение ширины тарифного коридора (до +/- 20%), которое выровняет тарифообразование в 90% субъектов РФ (почти 97% полисов). Важнейший итог такого решения — возможность отказаться от территориального коэффициента.
Что не так с коэффициентами?
В ныне действующей системе тарификации по ОСАГО используются 7 коэффициентов, призванных учитывать рисковые особенности эксплуатации автомобиля. Наиболее критикуемый из них — территориальный, закрепленный в законодательстве и сыгравший чрезвычайно важную роль не первом этапе внедрения «автогражданки».
Территориальный коэффициент и «токсичные» регионы
Региональные различия — факт неоспоримый: разные погодные условия, разница в качестве инфраструктуры и интенсивности движения, особенности структуры регионального автопарка и т.д.
В системе тарификации сперва была принята дифференциация оп размеру городов, позже были сформированы семь групп с единым показателем, в 2012 г. количество коэффициентов территории было существенно увеличено (до 258-ми значений). Корректировки производились в 2014-15 гг., однако они не учли глобальные изменения рынка ОСАГО.
Результатом стала серьезная разбалансировка системы по региональному признаку: страховые компании стали обходить стороной «токсичные» регионы, в деятельность страховщиков пришлось смешаться регулятору и Правительству РФ.
Положительный тренд сегодняшнего дня — тренд на снижение тарифов в благополучных регионах, заявленное целым рядом страховых компаний.
Недавно утвержденная Банком России реформа по индивидуализации тарифов в ОСАГО предполагает отмену коэффициентов территории и мощности авто и введение нового коэффициента — аварийности водителя.
Плюсы-минусы «бонуса-малуса»
«Бонус-малус» — отражение персонального уровня риска водителя с учетом его дорожно-транспортной истории (соответственно, может быть как повышающим, так и понижающим).
Нынешняя система расчета КБМ существует уже 15 лет, и за это время ее математическое влияние на образование тарифов в ОСАГО ни разу не проверялось. Именно с этим коэффициентом связано более 50% жалоб страхователей (статистика ЦБ).
Действительно, за прошедшие годы накопилось организационных проблем КБМ — начиная от ошибок в фиксации «справедливого» коэффициента и заканчивая неучтенными изменениями, связанными с модификацией водительского состава, с изменениями законодательства и дорожной инфраструктуры, с ужесточением надзора и т.п.
Еще более существенны присущие КБМ математические дефекты: схема его расчета не сбалансирована и не способна обеспечивать выравнивание убыточности.
За последние 3 года КБМ продемонстрировал опережающее снижение (0,81 против прогнозируемой единицы с ожидаемым значением ниже 0,8 уже в 2019г.), в долгосрочной перспективе нам максимальную скидку будут претендовать почти 70% российских автомобилистов.
По мнению экспертов, среднее значение КБМ не отражает реальную картину аварийности.
Предлагаемое решение: ежегодная корректировка тарифов, изменение значения КБМ для того или иного класса и общего числа классов в рамках комплексного реформирования параметров системы.
В частности, по решению ЦБ КБМ отныне будет назначаться один раз в год и будет отражать страховую историю водителя (из имеющихся «бонус-малусов» у водителя выбирается минимальный).