Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Перспективы объема сборов и изменения базовых ставок в ОСАГО

Опубликовано: 28 / 04 / 2020

Перспективы объема сборов и изменения базовых ставок в ОСАГО

После начала первого этапа либерализации тарифов в течение последних 15-ти месяцев подряд в сегменте фиксировалось снижение стоимости полисов «автогражданки». При этом в столичном регионе 9 компаний из ТОП-10 страховщиков ОСАГО за год базовые ставки нарастили, причем для клиентов четырех из них увеличение превысило 10%. В РСА считают, что в текущих условиях ставки базового тарифа будут стремиться к верхней границе коридора, а сохранить объем сборов в ОСАГО в нынешнем году на уровне прошлого можно только в том случае, если реформа не будет остановлена.


Реформа ОСАГО и текущие условия

Первый этап реформы либерализации ОСАГО, расширивший границы тарифного коридора и изменивший порядок расчета коэффициентов, стартовал в январе 2019 г. Однако планомерной реализации реформы помешало объявление всемирной пандемии, в чрезвычайно короткий срок приведшее к кризисной ситуации в экономике. Базовый тариф, используемый для расчета стоимости полиса «автогражданки», уже начал расти в столичном регионе.

Для справок: в 2019 г. в данном сегменте страхования на этот регион (Москва и Подмосковье) пришлось около 25% всех сборов и более 18% от всех выплат.

Так, держатель крупнейшего в сегменте портфеля в Москве и Подмосковье «Ингосстрах» поднял ставку в феврале (4560 руб. против 4118 руб.) В марте его примеру последовала «ВСК» (4250 руб. или +3,6%), в апреле — СК «МАКС» (4400 руб. или +10%). А «СОГАЗ», державший самый низкий из ТОП-10 страховщиков базовый тариф, нарастил его сразу на 10,4%в течение января 2020 г.

При этом по сравнению с прошлым годом полис ОСАГО для столичных водителей подорожал незначительно, а у некоторых страховщиков цена продолжает снижаться (пример — удачно использующая скидку за безаварийность «Альфастрахование»).

Рубль падает – выплаты растут

Простое объяснение роста цен — нефтяной обвал и связанное с ним изменение валютного курса. Формула очевидна: доллар дорожает, растет цена на импортные запчасти, за ними — стоимость ремонта автомобилей, как следствие — выплаты по ОСАГО.

Для справок: с использованием импортных запчастей в Российской Федерации ремонтируются до 90% автомобилей.

Сейчас принципиально создать условия, в которых страховые компании смогли бы сдерживать рост цен на свои услуги. В связи с этим в рамках продолжения реформы индивидуализации тарифов предлагается временно:

· расширить тарифный коридор (практически речь об этом пока не идет);

· вернуть прежние сроки урегулирования страховых случаев (до 30-ти дней).

Впрочем, в РСА не отрицают, что на автостраховщиков воздействуют разнонаправленные тенденции. В частности, снижение интенсивности дорожного движения работает в их пользу, позволяя сохранять страховые резервы.

Прогноз по ценам

Профессионалы страхового рынка в сложившейся ситуации не видят возможности избежать роста цен на авторемонт, что, в свою очередь, выведет ставки на самый верх тарифного коридора. Подорожание импортных запчастей как фактор давления на экономику ОСАГО в ближайшее время сохранится.

Учитывая, что в 2019 г. комбинированный коэффициент убыточности по ОСАГО уже приблизился к 95%, а отношение выплаты/премии в феврале текущего года превысил 90% при законодательно установленной доле выплат в 77% от премии, приходится признать: тренд на снижение средней цены полиса «автогражданки», усиление которого связывалось в проведением реформ в части индивидуализации цены, может не только заметно ослабнуть, но и развернуться вовсе.

На пути ко второму этапу реформу ОСАГО

Открытие второго этапа реформирования связывают с депутатским законопроектом по внесению изменений в ОСАГО, который запланирован к рассмотрению Госдумой в весеннюю сессию. Проект не содержит поправки, которые повлияли бы на тарификацию масштабно, но предполагает введение при расчете цены полиса нового коэффициента, который позволит учитывать наличие грубых нарушений водителем ПДД.

Поддержанные ГИБДД поправки учитывают такие явления, как вождение авто в нетрезвом виде, серьезные нарушения скоростного режима, проезд на красный свет светофора. Благодаря новому коэффициенту, ОСАГО для злостных нарушителей может стать весьма дорогим.

А вот инициатива Общероссийского народного фронта и общества «Синие ведёрки» к проекту нового Кодекса об административных правонарушениях о присвоении водителям индивидуального рейтинга поддержки не нашла: в МВД РФ предложили провести тестирование этого подхода на пилотных регионах.

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России