Территория разочарования: инвестиционное страхование жизни
Опубликовано: 06 / 10 / 2019
|
|
|
В первом полугодии 2019-го (текущего) года объем страховых премий, полученных в сегменте инвестиционного страхования жизни, сократился на треть, отражая утрату данным продуктом репутации как серьезного инструмента сохранения накоплений. На сегодняшний день россияне отдают предпочтение накопительным и купоннным страховым продуктам, которые предполагают выплаты 2-4 раза в год.
|
|
Спрос на продукты ИСЖ снизился на фоне небольшой (всего порядка 2-3%) доходности. Разочарование страхователей в инвестиционном страховании, которое в предыдущие 3 года рассматривались россиянами как альтернатива депозитным банковским вкладам, подтверждает перетекание средств в другие страховые продукты.
По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), за период январь-июнь 2019 г. объем премий в сегменте ИСЖ сократился до 92,3 млрд. руб., или на треть в годовом сравнении.
Основная причина охлаждения клиентов-страхователей — несоответствие между ожидаемой и реальной доходностью, в целом к продуктам было множество претензий. Игроки страхового рынка отмечают также тот факт, что банки-партнёры успели разработать и предложить ряд альтернативных решений.
Охлаждение к ИСЖ-продуктам как ожидаемое явление
Повышенный интерес к инвестиционному страхованию жизни появился несколько лет назад в специфических условиях экономического кризиса, когда по банковским вкладам предлагалась ставка ниже 10%, а при заключении страхового договора обещались доходы на уровне 10-20% годовых. Кроме того, среди граждан существовало ошибочное уверенность в том, что на продукты ИСЖ находится под гарантией по страхованию вкладов
По факту завершившиеся в 2017-18 гг. договоры ИСЖ принесли весьма незначительную прибыль (2,4–3,3%).
Для страховщиков это не стало неожиданностью, и сегодня данный сегмент страхования активно эволюционирует с учётом клиентских запросов и изменений на фондовых рынках (более гибкие стратегии, более вариативные конструкции готовых продуктов).
Альтернатива для ИСЖ
Несмотря на то, что инвестиционное страхование жизни в классическом виде полностью не исчезло, россияне массово отказываются от таких полисов в пользу других решений, среди которых наиболее востребованными стали:
· накопительное страхование жизни (фактор повышенной привлекательности — налоговые вычеты, услуги телемедицины и пр.);
· купонные продукты (фактор повышенной привлекательности — ежеквартальные или полугодовые выплаты).
Что такое купонное инвестиционное страхование
Классическое ИСЖ предполагает срок сотрудничества в диапазоне 3-7 лет. При этом происходит разделение вкладываемых клиентом средств: основная часть инвестиционного взноса направляется в инструменты гарантированной доходности, остальное — в высокорисковые (фонды облигаций, драгоценные металлы, акции отечественных и иностранных компаний, объекты недвижимости и пр.) Продают такие продукты, как правило, банки-партнеры.
Фишка полисов ИСЖ — получение по завершении страхового срока инвестиционного дохода, помимо вложенной суммы (с возможностью выплаты наследникам в случае смерти застрахованного лица).
Сегодняшние предпочтения страхователей — это стратегии с минимальными рисками и фиксированным доходом.
Этим чаяниям страхователя как неплохо отвечает купонное ИСЖ, основное отличие которого:
· фиксированные регулярные выплаты, осуществляемые если выполняются некоторые условия (например, сохранение выбранных для инвестиций акций на определенном уровне).
· возможность подключения функции «памяти», гарантирующей возмещение неприбыльного периода (выплаты в последующие годы при выполнении условий, которые не сработали ранее).
С начала года доля таких продуктов в общем объеме продаж полисов ИСЖ выросла до 70% (или +40% за данный период).
Особые фишки НСЖ
Сборы по накопительным продуктам уверенно растут, и эксперты видят на ближайшие годы отличные перспективы этого направления — при условии, что страховщики повысят прозрачность своих предложений и функциональность продуктов.
По данным ВСС, в первом полугодии текущего года затраты на продукты НСЖ выросли до 44,7 млрд. руб. (+55% в годовом сравнении).
Накопительное страхование — это уплата взносов по графику с возможностью получить всю сумму не только по окончанию срока действия договора, но и при наступлении предусмотренного страхового случая. Развитию сегмента способствует наличие дополнительных опций и потенциальный уход страховых компаний от партнерства с банками (создание сетей продаж, которое избавит от необходимости платить комиссионные, которые за 3,5 года превысили 180 млрд. руб.)
Общая причина успешности страховых продуктов — снижение ключевой ставки ЦБ, как следствие — доходности банковских вкладов.