Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Нелюбовный треугольник: автовладелец – автоюрист – страховщик

Опубликовано: 10 / 12 / 2017

Нелюбовный треугольник: автовладелец – автоюрист – страховщик

Либерализация тарифов ОСАГО как драйвер борьбы с недобросовестными юристами — с такой инициативой выступил Российский союз автостраховщиков: в РСА считают, что увеличение стоимости полисов в убыточных регионах приведет к повышению активности граждан-владельцев автомобилей, которые смогут заставить местные власти усилить борьбу с автоюристами. Формулу можно описать и проще: убытки страховщиков от мошенников хотят «повесить» на автовладельцев.


Либерализация тарифов ОСАГО как драйвер борьбы с недобросовестными юристами — с такой инициативой выступил Российский союз автостраховщиков: в РСА считают, что увеличение стоимости полисов в убыточных регионах приведет к повышению активности граждан-владельцев автомобилей, которые смогут заставить местные власти усилить борьбу с автоюристами. Формулу можно описать и проще: убытки страховщиков от мошенников хотят «повесить» на автовладельцев.

Статистика кризиса в ОСАГО

Опираясь на итоги первых трех кварталов текущего 2017 г., страховое лобби определяет ситуацию в ОСАГО как близкую к критической:

средняя премия снизилась до 5,8 тыс. руб. (- 3%);

средняя выплата выросла до 77,1 тыс. руб. (+ 15%)

число судебных решений увеличилось до 262 тыс. руб. (+ 4,8%)

размер выплат по решениям судов вырос до 25,7 млрд. руб. (+43%)

сумма основных судебных требований составила 12,4 млрд. руб.

размер спровоцированных автоюристами накладных расходов составил 13,4 млрд. руб.

Такая динамика в РСА объясняется активностью различного рода страховых мошенничеств, включая продажи фальшивых полисов. В частности, ущерб от деятельности недобросовестных посредников (автоюристов) до конца текущего года, по оценкам экспертов рынка, может дойти до 40-60 млрд. руб.

Что предлагает РСА

Инициатива союза автостраховщиков — отказ от используемых в ОСАГО надбавок (территориальные коэффициенты, мощность транспортного средства, стаж/возраст водителя, ограничения по допуску у правлению) в обмен на установление тарифных коэффициентов, которые считают целесообразными сами страховые компании.

Страховое лобби уверено, что сегодня проблему активности мошенников местные власти решают за счет страховых компаний; если же претензии станут поступать от недовольных новой ценой полиса ОСАГО автовладельцев, борьба с недобросовестными посредниками приобретет более активный характер.

В РСА утверждают: автомобилисты благополучных регионов при существующей системе платят за проблемы убыточных, в результате продвигаемой инициативы для «неубыточных» автомобилистов, которые помощью сомнительных посредников не пользуются, тариф может оказаться ниже нынешнего.

Роль регулятора при такой схеме состоит в контроле обоснованности установленного тарифа и в ограничении максимальной цены полиса (по аналогии с добровольным автострахованием).

Еще один сюрприз для автомобилистов

Следующая задумка РСА лежит в плоскости сотрудничества с налоговыми органами: препятствовать деятельности автоюристов должно внедрение практики оповещения налоговых органов о получении гражданами судебной выплаты, которая является основанием для начисления НДФЛ.

Минфин и ФНС разъясняют: выплаченные по судебному решению суммы страхового возмещения, штрафов и компенсации морального ущерба, приводят к появлению имущественной выгоды. При этом сумма штрафа и неустойки по закону облагается налогом.

При добросовестном сотрудничестве в правовом поле автовладелец подписывает с юристом два документа: договор о представлении интересов гражданина в суде и договор цессии (переуступка прав требований к страховой компании). При такой формуле полноценная цессия приводит к возникновению для автовладельца налоговых последствий.

Если же юрист представляет интересы страхователя на основании доверенности, автовладелец получит деньги от юриста на руки, но переуступка прав в ОСАГО является возмездной, и налоговые последствия при этом для последнего реальны.

Странная логика как основа грядущих изменений

Экспертам в области юриспруденции логика отказа от услуг юристов кажется странной: граждане вынуждены судиться к страховым компаниям, так как выплаты часто не покрывают расходы на восстановление поврежденного авто, и на практике интересы граждан успешно защищаются в судах — что, естественно, не нравится страховщикам.

Не менее странной выглядит идея о давлении недовольных тарифами автомобилистов на местные власти в части воздействия на мошенников. У регулятора, тем не менее, подобные планы находят понимание — во всяком случае так говорят на страховом рынке.

Не отказываются от этого и в пресс-службе ЦБ, отмечая, однако, что разговор о конкретных параметрах либерализации тарифов преждевременен. В Центробанке планируют разработать рассчитанную на несколько лет системную программу либерализации к середине 2018 г., которая, безусловно, исключает одномоментность повышения цен на полисы ОСАГО.

Полномасштабного старта реформы следует ждать не ранее окончания президентских выборов.

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России