Нелюбовный треугольник: автовладелец – автоюрист – страховщик
Опубликовано: 10 / 12 / 2017
|
|
|
Либерализация тарифов ОСАГО как драйвер борьбы с недобросовестными юристами — с такой инициативой выступил Российский союз автостраховщиков: в РСА считают, что увеличение стоимости полисов в убыточных регионах приведет к повышению активности граждан-владельцев автомобилей, которые смогут заставить местные власти усилить борьбу с автоюристами. Формулу можно описать и проще: убытки страховщиков от мошенников хотят «повесить» на автовладельцев.
|
|
Либерализация тарифов ОСАГО как драйвер борьбы с недобросовестными юристами — с такой инициативой выступил Российский союз автостраховщиков: в РСА считают, что увеличение стоимости полисов в убыточных регионах приведет к повышению активности граждан-владельцев автомобилей, которые смогут заставить местные власти усилить борьбу с автоюристами. Формулу можно описать и проще: убытки страховщиков от мошенников хотят «повесить» на автовладельцев.
Статистика кризиса в ОСАГО
Опираясь на итоги первых трех кварталов текущего 2017 г., страховое лобби определяет ситуацию в ОСАГО как близкую к критической:
средняя премия снизилась до 5,8 тыс. руб. (- 3%);
средняя выплата выросла до 77,1 тыс. руб. (+ 15%)
число судебных решений увеличилось до 262 тыс. руб. (+ 4,8%)
размер выплат по решениям судов вырос до 25,7 млрд. руб. (+43%)
сумма основных судебных требований составила 12,4 млрд. руб.
размер спровоцированных автоюристами накладных расходов составил 13,4 млрд. руб.
Такая динамика в РСА объясняется активностью различного рода страховых мошенничеств, включая продажи фальшивых полисов. В частности, ущерб от деятельности недобросовестных посредников (автоюристов) до конца текущего года, по оценкам экспертов рынка, может дойти до 40-60 млрд. руб.
Что предлагает РСА
Инициатива союза автостраховщиков — отказ от используемых в ОСАГО надбавок (территориальные коэффициенты, мощность транспортного средства, стаж/возраст водителя, ограничения по допуску у правлению) в обмен на установление тарифных коэффициентов, которые считают целесообразными сами страховые компании.
Страховое лобби уверено, что сегодня проблему активности мошенников местные власти решают за счет страховых компаний; если же претензии станут поступать от недовольных новой ценой полиса ОСАГО автовладельцев, борьба с недобросовестными посредниками приобретет более активный характер.
В РСА утверждают: автомобилисты благополучных регионов при существующей системе платят за проблемы убыточных, в результате продвигаемой инициативы для «неубыточных» автомобилистов, которые помощью сомнительных посредников не пользуются, тариф может оказаться ниже нынешнего.
Роль регулятора при такой схеме состоит в контроле обоснованности установленного тарифа и в ограничении максимальной цены полиса (по аналогии с добровольным автострахованием).
Еще один сюрприз для автомобилистов
Следующая задумка РСА лежит в плоскости сотрудничества с налоговыми органами: препятствовать деятельности автоюристов должно внедрение практики оповещения налоговых органов о получении гражданами судебной выплаты, которая является основанием для начисления НДФЛ.
Минфин и ФНС разъясняют: выплаченные по судебному решению суммы страхового возмещения, штрафов и компенсации морального ущерба, приводят к появлению имущественной выгоды. При этом сумма штрафа и неустойки по закону облагается налогом.
При добросовестном сотрудничестве в правовом поле автовладелец подписывает с юристом два документа: договор о представлении интересов гражданина в суде и договор цессии (переуступка прав требований к страховой компании). При такой формуле полноценная цессия приводит к возникновению для автовладельца налоговых последствий.
Если же юрист представляет интересы страхователя на основании доверенности, автовладелец получит деньги от юриста на руки, но переуступка прав в ОСАГО является возмездной, и налоговые последствия при этом для последнего реальны.
Странная логика как основа грядущих изменений
Экспертам в области юриспруденции логика отказа от услуг юристов кажется странной: граждане вынуждены судиться к страховым компаниям, так как выплаты часто не покрывают расходы на восстановление поврежденного авто, и на практике интересы граждан успешно защищаются в судах — что, естественно, не нравится страховщикам.
Не менее странной выглядит идея о давлении недовольных тарифами автомобилистов на местные власти в части воздействия на мошенников. У регулятора, тем не менее, подобные планы находят понимание — во всяком случае так говорят на страховом рынке.
Не отказываются от этого и в пресс-службе ЦБ, отмечая, однако, что разговор о конкретных параметрах либерализации тарифов преждевременен. В Центробанке планируют разработать рассчитанную на несколько лет системную программу либерализации к середине 2018 г., которая, безусловно, исключает одномоментность повышения цен на полисы ОСАГО.
Полномасштабного старта реформы следует ждать не ранее окончания президентских выборов.