Регулятор хочет сделать ДСЖ привлекательным продуктом
Опубликовано: 12 / 01 / 2025
|
|
|
Центробанк всерьез озаботился этой проблемой, направив соответствующее письмо 6818-У в адрес ВСС и в НАУФ (ассоциация участников фондового рынка). Суть указания регулятора — необходимость соблюдения передовых стандартов при создании программ в сегменте долевого страхования жизни с учетом лучших практик сегодняшнего дня в этой сфере. В ЦБ РФ полагают, что страховая защита в рамках продуктов ДСЖ должна быть существенной. Что под этим подразумевается?
|
|
В наступившем 2025 г. начали действовать нормы закона, позволяющие страховщикам выводить на рынок эту новинку. Долевое страхование жизни представляет собой финансовый продукт, который сочетает в себе страхование жизни и экономически привлекательные инвестиционные элементы, причем управление активами допускается как профессиональной управляющей компанией, так и получившей необходимую лицензию страховой компанией.
Учитывая ряд вызовов, с которым сталкивается инвестиционное страхование в последние годы (включая недоверие клиентов и сложности в понимании его условий), вполне понятна актуализация вопроса о повышении его привлекательности, отсюда — внедряемые Банком России рекомендации и новые требования.
Что не так с инвестстрахованием?
Текущие проблемы в этом сегменте, которые снижают привлекательность продуктов для клиентов — это:
· недостаточная прозрачность — условия полиса часто сложны для понимания, а информация о рисках и затратах не всегда представлена в доступной форме;
· недоверие к продукту — многие потребители не уверены в долгосрочных перспективах инвестирования, особенно в условиях нестабильности рынка;
· ошибки в коммуникации — страховые компании не всегда внятно объясняют клиентам, как работает их продукт, что ведет к недоразумениям и неудовлетворенности.
В Центробанке решили, что эти проблемы ставят под угрозу развитие новорожденного рынка ДСЖ и требуют незамедлительных изменений.
Рекомендации регулятора: ключевые моменты
Центральный банк сформулировал ряд рекомендаций, которые направлены на повышение прозрачности и доступности продуктов ДСЖ.
Основное требование — страховщики обязаны предоставлять своим клиентам ключевой информационный документ с подробным описанием потенциальных рисков и условий взаимодействия.
В документе должны указываться следующие принципиальные моменты:
· распределение долей уплаченной премии между инвестициями и собственно страхованием;
· подробности о сделках с паями ПИФ, взимаемые страховщиком комиссии;
· информация об условиях возврата средств.
Все используемые термины должны быть понятны и доступны для клиента (избавлены излишней юридической сложности). Страховщик также обязан предоставить клиенту всеобъемлющую информацию о его праве на отказ от страховки в период охлаждения и процедуре возврата денег.
Установленные регулятором минимальные требования, призванные повысить надежность и привлекательность ДСЖ вступили в силу с 01.01. 2025.
Эти требования касаются как прозрачности договора, так и защиты прав клиента.
«Три кита» надежности и прозрачности продукта
1. Условия возврата средств. Клиент получает право в течение 4-х дней после заключения страхового договора отказаться от страховки и получить полную возвратную сумму, включая инвестиционную часть. Расторжение договора в течение первых 30-ти дней позволяет страхователю вернуть страховую часть премии, а также компенсацию с учетом текущей стоимости возвращаемых паев.
2. Ограничения на инвестиционные операции. Клиент получает право отказаться от договора (с возвратом страховой премии) в случае, если в течение года произведено от шести операций по погашению/обмену поев. Эти меры введены для защиты клиентов от чрезмерных комиссий со стороны страховщика.
3. Четкие условия покрытия. Страховая компания освобождается от выплат в исключительном случае — если причиной инвалидности или смерти застрахованного стало токсическое, алкогольное или наркотическое отравление. По всем прочим случаям выплата компенсации производится в срок до 30-ти дней.
Добросовестная практика на практике
В письме 6818-У регулятор приводит пример — подход, позволяющий укрепить доверие клиентов и продемонстрировать, что страховая компания заинтересована в защите их интересов. Как выглядит привлекательность долевого страхования жизни на практике?
Так, договор на 5 лет с 60-летним клиентом может предусматривать:
· в случае смерти застрахованного, независимо от причины летального исхода —обязательную денежную компенсацию (погашение паев);
· в случае получения застрахованным I, II группы инвалидности или летального исхода в связи с несчастным случаем — выплату по полису в сумме, превосходящей размер взносов не менее, чем в 2,5 раза;
· наличие в сумме выплаты двух составляющих — доли на покрытие страхового риска и инвестированных в паи средств.
То есть, при единовременной уплате страховой премии в размере 3 млн. руб., наследники застрахованного лица смогут получить выплату в сумме 7,5 млн. руб. (минимум), а также денежную компенсацию за погашенные инвестпаи.