Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Реформа здравоохранения. Наша концепция.

Опубликовано: 01 / 10 / 2009

О какой социальной защите может идти речь, когда деньги налогоплательщиков уходят на содержание убыточных предприятий, поглощающих сырье, энергию, человеческий труд и не приносящих ничего, кроме необратимых экологических потерь, невыплаченных зарплат, кризиса платежей, профессиональных заболеваний, озлобленных, не видящих выхода, спивающихся родителей и их больных детей?


"Я рад, что наконец-то пришло время для этого разговора. За прошедшие девять лет, кроме разговоров об общем благе и социальной сфере, мы не получили ничего ни для пациентов, ни для медработников".

О какой социальной защите может идти речь, когда деньги налогоплательщиков уходят на содержание убыточных предприятий, поглощающих сырье, энергию, человеческий труд и не приносящих ничего, кроме необратимых экологических потерь, невыплаченных зарплат, кризиса платежей, профессиональных заболеваний, озлобленных, не видящих выхода, спивающихся родителей и их больных детей?

Если бы социальная защита рассматривалась не как возможность предоставления дешевых или "бесплатных" услуг все более нищающему населению, а как обеспечение государством возможности достойного человека заработка, то многих из сегодняшних проблем просто не было бы.
Медицины это касается, прежде всего, потому что здоровая экономика и здоровая нация — это понятия одного порядка, звенья одной цепи. То, что происходит сейчас в системе здравоохранения, происходит везде: невероятное разрастание бюрократического аппарата, неэффективное использование медицинских кадров и оборудования, создание всевозможных преград на пути к рынку медицинских услуг. Как это ни парадоксально, то, чем мы гордились все годы советской власти,— бесплатное медицинское обслуживание стало одновременно камнем преткновения на пути к рынку и большим обманом, нашего народа.
В условиях, когда не благодаря, а вопреки стратегии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности, направленной на тотальный контроль отрасли, когда появляются предпосылки к формированию рынка медицинских услуг, мы вынуждены "толкать" впереди себя жестко сконструированную по вертикали сталинскую модель централизованного управления. Последняя, как известно, независимо от хозяйственного уклада, отличается отсутствием стимулов к повышению эффективности труда и неэкономным использованием выделенных денег, а также отсутствием механизма саморегуляции внутри отрасли и мотивации к улучшению обслуживания потребителей.

Учитывая реалии и мировой опыт, пора, наконец, признать, что за государством должны остаться формирование политики в области здравоохранения, подготовка кадров, информационное обеспечение и статистика. Именно ему следует проводить масштабные инвестиции в создание службы медицины катастроф и скорой помощи, а также ряда отраслей, нуждающихся в полном государственном контроле, в некоторые исследовательские программы, осуществлять контроль над монополиями. Работы в этих сферах деятельности более чем достаточно.

Организация же управления и оказания квалифицированной медицинской помощи должна в основном строиться на негосударственных началах, как это принято в развитых странах с рыночной экономикой.

Первоочередному обсуждению подлежат итоги и перспективы развития системы ОМС, которой законодательно отведена роль ключа к решению сегодняшних проблем. Хотя совершенно ясно, что реформа системы финансирования должна следовать за изменениями в структуре экономического обеспечения отрасли, а никак ей не предшествовать.

Медицинское страхование — элемент сложившихся рыночных отношений, он и работает тогда, когда сформирован и эффективно работает рынок медицинских услуг. Мы же делаем к рынку первые робкие шаги, а в таких условиях страхование лишь тормоз на пути.

Посмотрите на цифры! После принятия закона о медицинском страховании мы стали платить еще один налог — 3,6 процента от фонда заработной платы. В 1993 году это было 1,1 триллиона рублей, в 1994-м — около 3 трлн. Мы привыкли не задумываться о том, куда идут деньги, отчисляемые из нашей заработной платы. А я предлагаю посмотреть на расходы из этих денег: в 1993 году непосредственно на медицину пошло только 40 процентов, 29 процентов лежало на депозитах, а 31 процент остался вообще невостребованным, т.к. деньги были заморожены Центробанком с целью "сдержать инфляцию", но, в конце концов, ею были и "съедены".

Зато с момента принятия закона появилось еще 20 нормативных документов, уже созданы: Федеральный фонд, 8 территориальных, более 900 районных филиалов. Огромная армия чиновников приступила к работе — на наши же с вами те самые "страховые деньги". Вместо альтернативной Минздравмедпрому России структуры родилась еще одна, параллельная ему, — тоже существующая на бюджетные деньги. Это недопустимая роскошь при бедности нашей медицины, при тех крохах, которые отпускает государство на здравоохранение.

Мне представляется, что основным недостатком структуры организации и управления является то, что до сих пор внутри системы не созданы предпосылки для внебюджетного, нецетрализованного притока средств в отрасль, который возможен только при наличии конкурентного рыночного механизма.
Сразу оговорим, что ряд отраслей медицины должен по-прежнему остаться под полным государственным контролем: лечение малообеспеченных слоев населения, престарелых, инвалидов, хронических больных. Государство также контролирует санэпиднадзор, профилактику и лечение нервно—психических заболеваний, инфекционных и венерических болезней, наркомании, службу скорой помощи. Их содержание не должно унижать высокое понятие государственности. В целях улучшения финансирования бюджетной части здравоохранения целесообразно средства, отчисляемые на медицинское страхование, передать в распоряжение Минздравмедпрома. Учитывая наш опыт понимания проблемы и реалий сегодняшнего дня, считаем целесообразным поставить на обсуждение концепцию реформы, смысл которой заключается в следующем. Во-первых, необходимо разделить формы собственности медучреждений на бюджетную и хозрасчетную. Хозрасчетные клиники не должны играть роль пасынка и вечного просителя. Им необходимо придать статус некоммерческих хозрасчетных предприятий с льготным налогообложением, долгосрочной арендой и правом последующего выкупа помещений. Хозрасчетные центры должны существовать на равных правах со всеми другими формами собственности.

Источники финансирования могут быть любыми: прямая оплата, перечисления предприятий, страховой полис, благотворительность и др. Основное условие хозрасчетного сектора — приватизация медучреждений по принципу признания частной собственности на законодательной основе.
Только после формирования рынка медицинских услуг можно говорить о любых видах медицинского страхования любой системы оплаты. В конце концов, для клинициста неважно, откуда идут деньги, лишь бы это работало. О каком обязательном страховании может идти речь при наличии убыточных, бедных, неповоротливых многокоечных больниц, являющихся обузой для бюджета? Единственное, от чего стоит в таких условиях страховаться, так это от того, чтобы туда не попасть!

Нам необходимо отказаться от содержания ведомственных медучреждений за государственный счет. Здесь правило простое: собственные больницы могут иметь только те организации, которые в состоянии их содержать.
Для реализации этой задачи достаточно создать специальную комиссию, которая будет заниматься проблемами кадров, недвижимости, снабжения и ликвидации неконкурентоспособных предприятий. Эта комиссия может действовать лишь в переходный период (3 — 4 года), но ее действия ни в коем случае не должны подменять функции Минздравмедпрома и наоборот. Любая подробная, пытающаяся все учесть программа будет уже устаревшей в момент ее подписания, поэтому концепция реформ должна иметь заявительный регулярный характер.

Все эти вопросы все равно придется решать. Независимо от того, кто их поставит — обычный врач, чиновник или министр. Все это продиктовано временем, быстрыми изменениями, происходящими в нашей жизни. Медицина не может ждать, пока стабилизируется экономика и установится порядок в государстве. Мы не калеки и в состоянии заработать деньги в обмен на свои услуги.
Если же говорить о справедливости, то справедливое бюджетное, так называемое бесплатное здравоохранение оставить для действительно нуждающихся. Платежеспособная же часть населения вполне в состоянии оплатить расходы на свое лечение. В конце концов, деньги как эквивалент труда, предназначенные для обмена и приобретения услуг, для того и существуют.

Учитывая изложенное, считаем целесообразным начать работу по скорейшему созыву съезда. Республиканский Центр репродукции человека готов принять участие в финансировании работы съезда, я же, в свою очередь, — выступить с докладом, посвященным структурной реформе системы здравоохранения.
Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России