Единые цифровые стандарты для ДМС и цифровая медицина как инструмент андеррайтера
Опубликовано: 23 / 05 / 2021
|
|
|
На форуме страховых инноваций InnoIns-2021, прошедшем 27 апреля 2021 г., был всерьез поднят вопрос о необходимости создания на отечественном страховом рынке отвечающей современным требованиям цифровой инфраструктуры как о задаче, которую следует включить в общую стратегию развития отрасли на ближайший период. Как отмечают специалисты, в добровольном медицинском страхования на этом фоне не обойтись без единых стандартов обмена данными.
|
|
На данный момент процесс обмена данными в рамках ДМС (между страховщиком и лечебными учреждениями) весьма трудоемкий, формирующий солидные издержки, как следствие — негативно влияющий на стоимость конечного продукта для потребителя. Сделать программы ДМС более доступным для рынка способно появление digital-инфраструктуры и разработка единых стандартов взаимодействия.
Расширение возможностей использования данных и равный доступ к ним — современная перспектива развития рынка страховых услуг, путь к созданию новых бизнес-моделей «датацентричного» типа и к рождению здоровой конкуренции.
С отсутствием удобного и оперативного доступа к данным так или иначе связаны основные проблемы цифровизации в страховании (низкое качество данных, отсутствие механизма обмена ними). В разрезе добровольного медицинского страхования проблему в значительной степени могут решить единые стандартизированные справочники — стандарты оказания медпомощи, каталог предоставляемых медицинских услуг и т.п.
Наглядная диджитализация медицины
Примером эффективного применения digital-технологий можно считать опыт отечественной компании UNIM, которая в январе 2018 г. открыла цифровую клиническую лабораторию морфологической диагностики. На сегодняшний день эта компания является лидером в сфере разработки профильного программного обеспечения, причем не только в России, но и в мире.
UNIM успешно сочетает в своей деятельности функции технологического бизнеса (собственные разработки сложнейшего использующего нейросети ПО) и медицинского оператора, являясь крупнейшим в стране работодателем для узких специалистов патоморфологов (онкологическая диагностика).
Чтобы понять значимость лаборатории, достаточно сказать, что протокол лечения онкопациента приблизительно на 70% зависит от содержания патоморфологического заключения.
На октябрь прошлого 2020 г. лаборатория, занимающая 200 кв. метров (Технопарк Сколково), обеспечивала диагностику 5,5 тыс. пациентов в месяц, включая 98% первично поставленных диагнозов. При этом точность диагностики определяет не только клиническую, но и экономическую эффективность.
Составляющие экономического эффекта от цифровизации
Опыт лаборатории компании UNIM показал следующее:
· троекратное в сравнении со средним по РФ показателем повышение производительности работы врача;
· возможность проведения онлайн-консилиумов, охват всего перечня нозологий узкими специализациями членов международной команды диагностов;
· формирование «опухолевой доски» (Tumor board) в цифровом виде;
· сокращение площади лаборатории, возможность функционирования нескольких лабораторий на одной платформе.
Рабочим местом врача в цифровой диагностике может стать это любое подключенное к сети интернет устройство с доступом к необходимой для работы совокупности данных. Важную роль играют также цифровые коммуникации врачей, направивших пациента на диагностику, и профессионалов субспециальностей: полученные в процессе общения данные обрабатываются автоматически с применением тех же нейросетей для семантического анализа и становятся материалом для выделения важных паттернов.
Опыт цифровой лаборатории и срахование
UNIM сотрудничала с сотней медицинских организаций, и это сотрудничество показало, что цифровизация медицины пока еще очень низка (причем не только в России). Развивая это направление, можно выйти на принципиально новый уровень андеррайтинга в медицине и кардинально изменить подход к созданию страховых продуктов, а именно:
· аудируемые и цифровые БД — это уникальная возможность персонализировать предлагаемые страховые продукты;
· доступные в открытых источниках данные об образе жизни пациента в совокупности с медицинскими данными обеспечивают возможность просчета рисков , более того — управления ними;
· цифровые базы данных снижают себестоимость урегулирования кейса в медстраховании (для получения консультации достаточно собрать качественную и полную базу данных — и затратный по деньгами и по времени визит к специалистам становится излишним).
Очевидно, что при таком подходе необходима техническая возможность доступа страховой (ассистанской) компании ко всем медицинским данным застрахованных лиц, независимо от места получения ими терапии.
Еще одна сторона вопроса, проявленная цифровизацией — необходимость страхования профессиональной ответственности врачей.