Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Единая лицензия на финрынке: реформа или пагубная инициатива?

Опубликовано: 12 / 09 / 2021

Единая лицензия на финрынке: реформа или пагубная инициатива?

Предложенное Центробанком РФ введение единой лицензии на отечественном финансовом рынке принято профессиональным сообществом неоднозначно: регулятор считает перспективной модель открытого совмещения видов деятельности — экспертное сообщество видит в инициативе путь к укрупнению и угрозу монополизации страхового рынка.


Реформа лицензирования по задумке регулятора — это возможность совмещения видов деятельности для негосударственных пенсионных фондов, управляющих и страховых компаний, включая доступ к предоставлению агентских услуг. Например, совместно работать в сфере пенсионного обеспечения (негосударственного) смогут НПФ и страховщики жизни, а страховым организациям предлагается освоить функции управляющих компаний.

В ЦБ считают, что результатом подобного совмещения может стать новый для российского рынка вид страхования, известный как unit-linked insurance plan, или долевое страхование жизни.

По оценке Центробанка, реализация инициативы займет до 7-ми лет с учетом двух лет на подготовку законодательных изменений и необходимых нормативных актов, после чего изменения в бизнес-процессах игроков рынка могут быть выполнены за три года (по минимуму).

Консультативный доклад ЦБ РФ по реформе

В конце лета в рамках брифинга по докладу регулятора «Совмещение видов деятельности на финрынке» устами зампреда Банка России были озвучены приоритетные направления предлагаемой реформы, предполагающие совершенствование регулирования, а именно:

· право для финорганизаций на осуществление бизнес-активности, взаимодополняющей ко всем представленным на профильном рынке видам деятельности (платежные услуги, инвестконсультирование, доверительное управление, а также любая нефинансовая деятельность , включая агентскую);

· объединение разных видов деятельности, имеющих сходные базовые риски.

Сходство экономических моделей и рисков у регулятора видят, в частности, в страховании жизни и негосударственном пенсионном обеспечении, в силу чего считают, что логично осуществлять оба вида деятельности (по желанию, естественно) одному юрлицу. Логичным в Центробанке считают и осуществление функции финансового посредника в дополнение к основным видам деятельности на рынке финансовых услуг.

По мнению руководства Центробанка, единая лицензия стимулирует конкуренцию на финрынке, поспособствует ускорению цифровизации процессов, минимизирует издержки, станет основой для появления новых кросс-секторальных услуг.

Всего регулятор предлагает 8 совмещенных групп для совместителей лицензий, внутри каждой из которых в полном объеме должны соблюдаться требования по ведению деятельности:

1. оказание платежных услуг нефинансовыми организациями без участия банков;

2. нефинансовая (в том числе агентская) деятельность;

3. инвестиционное консультирование;

4. доверительное управление для кредитных, страховых и микро-финансовых организаций, брокеров, НПФ (выполнение функций УК и индивидуальных управляющих);

5. НПФ + страхование жизни;

6. страховщик + УК инвестфонда;

7. отдельные виды финдеятельности на временной основе компаниями-разработчиками финтехрешений (упрощенные требования);

8. прочие направления под обсуждение с игроками рынка.

Основные этапы проведения реформы

Определяя этапность новаций, у регулятора основывались на том, какие виды совмещения представляется наиболее просто реализуемыми, и обещали опираться на мнение игроков рынка. На данный момент приоритетность этапов выглядит как последовательная реализация следующих возможностей:

· для финорганизаций — инвестконсультирование и доверительное управление (индивидуальное);

· для финансовых компаний (выборочно) — нефинансовая деятельность, коллективное доверительное управление, создание продуктов unit-linked insurance plan;

· для финансовых и нефинансовых организаций — предоставление платежных услуг, совмещение функций страховщика жизни/НПФ, упрощенный допуск для финтех-стартапов (временный).

И приоритетность, и порядок реализации этапов может меняться с учетом итогов публичного обсуждения.

Потенциальные риски

В ЦБ РФ не скрывают, что видят угозу возникновения кросс-секторальных и системных рисков, способных оказать негативное влияние на финустойчивость как отдельных организаций, так и всего рынка.

Не исключается и «too big to fail» — эффект утраты общей финансовой стабильности на фоне упрощения создания потенциально способных утратить устойчивость системно-значимых игроков (финорганизаций и технологических компаний).

Во Всероссийском союзе страховщиков уточняют: пятое из обозначенных регулятором направлений (НПФ + страхование жизни) для страхового рынка и вовсе чревато монополизацией. ВСС призывает ходить к подобным инновациям с большой осторожностью и пропускать каждое нововведение через самое серьезное обсуждение.

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России