Участникам ДТП: как вести себя при оформлении происшествия
Опубликовано: 20 / 10 / 2012
|
|
|
Как свидетельствует статистика российских страховых компаний, настоящим трендом последних лет стал рост числа жалоб страхователей на ошибки при оформлении ДТП, которые допускаются как по халатности, так и с признаками сознательной подтасовки. Результат — рост числа «без вины виноватых» на 40%, неправомерное лишение автовладельцев выплат в рамках ОСАГО, ущемление интересов в рамках добровольного автострахования (лишение права на повышающие коэффициенты за безопасное вождение).
|
|
Исходя из того, что сегодня до 40% схем дорожно-транспортных происшествий оформляются с нарушениями, путем несложных подсчетов можно установить: только в 2012 году до 50 тысяч россиян, ставших участниками ДТП, пострадали незаконно. Что и говорить, дорожно-транспортное происшествие — это серьезный шок, в состоянии которого сложно отследить ситуацию, задержать свидетелей, отстоять свои права. Более того, в состоянии стресса человеку свойственно подписывать все, что скажут (как отмечает начальник отдела страхования автотранспорта СК «Мастер-Гарант» Диана Погодина, это вдвойне справедливо относительно женщин-водителей).
Как же вести себя в такой непростой ситуации? Если нет уверенности в том, что схема составлена правильно (тем более — если есть подозрение на сговор между прочими участниками ДТП и сотрудниками ГИБДД), документы не следует подписывать вовсе (как вариант — комментировать протокол фразой «С постановлением не согласен»).
Впрочем, сегодня есть возможность подготовиться к подобной ситуации заранее, установив на своем автомобиле видеорегистратор — устройство, которое поставит поистине незаменимые доказательства, пригодные для использования в суде. В отсутствие такого беспристрастного свидетеля можно просто воспользоваться фотоаппаратом — главное, вовремя вспомнить, что он есть в вашем мобильном телефоне! — и самостоятельно сфотографировать место происшествия с разных ракурсов (расположение транспортных средств, наличие дорожной разметки, дорожные знаки и пр.)
Страховой консультант и независимый эксперт-аналитик Ирэна Анискевич советует также как можно оперативнее обратиться к свидетелям происшествия: просьба о помощи обязательно поможет взять паспортные данные и номера телефонов хотя бы у некоторых из них. Не следует откладывать в долгий ящик и собственно обжалование протокола ГИБДД: это проще всего сделать в десятидневный срок, так как по прошествии этого срока придется прибегать к услугам кассационной судебной инстанции.
Очевидно, что ситуацию с оформлением ДТП отслеживают не только автовладельцы (как правило, оказавшиеся в подобной ситуации), но и страховщики: каждая страховая компания заинтересована в том, чтобы доказать невиновность своего клиента. Свое видение причин халатности сотрудников ГИБДД, к примеру, имеет директор филиала СК «Северная Казна» в Петербурге: по мнению Валентина Афанасьева, приблизительно половина случаев некорректного оформления происходит из-за низкой квалификации и правовой неграмотности инспекторов ГИБДД, и столько же — в результате сговора сторон (в Питере, в частности, существует даже неофициальный тариф — 2 тыс. руб.)
На фоне этого российского феномена остается лишь напомнить, что надежной защитой для попавшего в аварию владельца автотранспорта остается страхование: имея полис каско, автовладелец получит возмещение, независимо от того, признан ли он виновным или жертвой; имея полис ОСАГО, жить можно даже в случае признания виновным.
Тем не менее, отметим: неверно составленная схема ДТП — причина, по которой формируется каждый десятый спорный страховой случай, поэтому необходимо использовать свой шанс избежать сложностей и проблем еще на месте ДТП, не подписывая лишнего. Еще более удачный вариант — немедленное обращение за помощью в свою страховую компанию. Идеальный вариант — включение в страховой договор такой услуги, как выезд аварийного комиссара (как по каско, так и по ОСАГО) в случае ДТП, что резко повысит шансы на получение страховых выплат.
О том же, что проблема некорректного оформления ДТП существует (по халатности или по сговору — как «повезет»), говорят многочисленные резонансные дела — к примеру, нашумевшее дело о ДТП в Москве на Ленинском проспекте с участием машины вице-президента нефтяной компании ЛУКОЙЛ, которое, несмотря на гибель двух женщин, было просто закрыто по решению Конституционного Суда.
Наконец, сама вероятность для каждого водителя попасть в ДТП определяется неутешительными данными статистики: более 129 тысяч аварий по России за январь-август 2012 года, в которых более 17 тысяч человек погибли, почти 166 тысяч получили ранения.