Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Важные фигуры страхового рынка: сюрвейер

Опубликовано: 25 / 11 / 2012

Институт сюрвейеров в нашей стране крайне молод, да и само слово сюрвейер мало что говорит не только рядовому россиянину, но и большинству отечественных предпринимателей. Английским словом «surveyor», которое переводится на русский как «инспектор», называют независимого специалиста, занимающего проверкой, исследованием, инспектированием, установлением наличия (отсутствия) какого-либо факта в лицензируемой области и выдачей соответствующих рекомендаций. Очень важен такой специалист и в страховом деле. 


 Рутинные функции сюрвейера в страховании - это установление факта повреждения (чего бы то ни было), размера и характера этого повреждения, определение количества и качества товаров, а также их соответствия перевозочным или контрактным условиям (более редкий случай - восстановление картины события или установление причины происшествия). Результат работы специалиста - заверенное подписью письменное свидетельство о проведенной работе или выдача сертификата (например, сертификата пригодности грузового помещения к приему груза).

За рубежом услуги независимых сюрвейеров, не заинтересованных ни в преуменьшении, ни в преувеличении возможных или реально понесенных убытков, обязательны как в судебной и арбитражной практике, так и в деятельности страховых компаний. У нас подобный институт получил развитие лишь после того, как интересы российских и зарубежных компаний столкнулись на морских границах - точнее, после прецедентов рассмотрения дел в зарубежных судах, где без заключения сюрвейера любые доводы лишаются доказательности.

Важнейшее поле деятельности сюрвейера - транспортный процесс, сегодня чаще всего представляющий собой длинную цепочку со множеством вовлеченных в него смежных структур, что вызывает потребность оценки процесса транспортировки на разных его этапах. Из-за сложности возникающих связей далеко не всегда можно однозначно определить виновного в снижении кондиции товара: чаще всего вина ложится на перевозчика, но истинная причина может оказаться совсем иной (от форс-мажора до особенностей технологии производства и собственно транспортабельности груза).

Одна из задач сюрвейера - подтверждение размера убытка: при обилии задействованных в транспортном процессе структур соблазн преувеличить размер повреждений у некоторых участников процесса практически неизбежен. Впрочем, в задачи независимого сюрвейера входит не только помощь в определении этапа, на котором сформировались финансовые потери, и их источника.

Присутствие такого специалиста необходимо и просто для того, чтобы обеспечить, к примеру, добросовестность взвешивания при погрузке и выгрузке: теория ошибок исключает возможность абсолютно точного измерения, тем более - если речь идет о взвешивании грузов контейнерами, вагонами, автомашинами.

Немаловажно также соблюдение технологий обращения с грузами в процессе транспортировки (например, технология укладки грузов различной номенклатуры на судне с учетом их совместимости, вибрации, возможных перепадов температуры и пр.): недостаточная квалификация работников, отсталые технологии или простая безответственность - и возникают убытки, которые могут достигать весьма существенных размеров. Контролируя процесс погрузки судна, квалифицированный сюрвейер помогает предупредить возможные убытки, а при повреждении груза может установить, на каком этапе это произошло.

Еще одна серьезная задача - установка пломб на отдельные грузовые места, контейнеры, трейлеры, трюмы, обеспечивающая предотвращение несанкционированного доступа к грузу: сделать это правильно и удостоверить сохранность пломбы на конечном этапе гарантированно может только независимый сюрвейер.

Впрочем, какую же сюрвейерскую организацию можно считать действительно (а не декларативно) независимой? В России сюрвейерские организации нередко являются структурами при Министерстве транспорта, при различных НИИ и т.п., однако зарубежная претензионная практика уже в силу государственной принадлежности не признает их независимыми, поэтому заключение таких сюрвейеров может иметь вес разве что для отечественного суда и арбитража.

Не может рассматриваться как независимая и такая организация, которая работает более чем на одну сторону одновременно (например, на отправителя и получателя груза): при необходимости жертвовать интересами одной из сторон в случае столкновения интересов сложно говорить об объективности.

К сожалению, у нас, в отличие от мировой практики, имеют место случаи совмещения деятельности экспедитора и сюрвейера, а страховая компания может и вовсе прислать сюрвейера, состоящего в ее штате. 

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России