Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Застраховался — спи спокойно?

Опубликовано: 01 / 10 / 2009

Жизнь полна неожиданностей. Как хороших, так и плохих. Причем плохие почему-то преобладают: на голову падают сосульки, на льду ломаются ноги, неожиданно взрываются дома, соседи сверху заливают квартиру, из-под окон угоняют машину или врезаются в нее на полном ходу... Предугадать эти ситуации невозможно, можно подстраховаться.


По данным Минфина, сегодня в России застраховано не более 5 процентов потенциальных рисков, страхуемых обычно в мировой практике. Несмотря на это, в 1999 году наблюдался значительный рост покупательной способности на страховые услуги. Так, за 9 месяцев 1999 года отношение страховых взносов к валовому внутреннему продукту возросло с 1,5 до 2,2 процента. Да и сумма собранных страховых взносов выросла в 2,5 раза по сравнению с прошлогодней и составила 68,1 млрд рублей. Что отрадно, большую часть взносов составило добровольное страхование — 53,3 млрд рублей. Это значит, что люди начали задумываться о выгоде страхования. По всем видам страхования за 9 месяцев 1999 года объем выплат по сравнению с 1998 годом возрос на 114 процентов и составил 45,4 млрд рублей, причем 52,7 процента выплат пришлось на страхование жизни.

И верхи могут, и низы хотят
Еще в прошлом году в Государственную Думу был направлен проект закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности третьих лиц”, направленный на страхование пешеходов, пассажиров и водителей на случай дорожно-транспортных происшествий. В конце прошлого года через Интернет был проведен опрос по поводу отношения к такому закону. На вопрос: поддерживаете ли вы введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств? — 96 процентов опрошенных ответили положительно. И это понятно: по статистике, в 1998 году в ДПТ погибло 25 тыс. человек. Да и за 8 месяцев прошлого года — 17 тыс. человек.
Впрочем, и без этого закона рынок автострахования в России в последние годы развивается очень динамично, особенно в сегменте физических лиц. Например, в Ингосстрахе в прошлом году объем страховой премии почти вдвое превысил уровень 1998 года в валютном исчислении и составил 6,5 млн долларов против 3,4. А число застрахованных автомобилей увеличилось в 1999 году с 4,1 до 21 тыс.

Страховой случай
В прошлом году автолюбителям пришлось несколько раз столкнуться и с таким явлением, как разбушевавшаяся стихия. Москвичи помнят, как в начале июля на столицу обрушились потоки воды и града. И тем, кто застраховал автомобили в прошлом году, повезло. По данным, полученным в компании “Ренессанс-Страхование”, общая сумма убытков, предъявленных к компании со стороны владельцев авто, превысила 100 тыс. долларов.
Автострахование сегодня является одним из самых востребованных видов страхования. И страховых случаев здесь больше, чем в любом другом секторе рынка. Однако недееспособность одной отдельной страховой компании может надолго отбить у автолюбителей желание обращаться к частным страховщикам.
Взять, к примеру, компанию “Континент-полис”. До недавнего времени она была одним из признанных лидеров в автостраховании. Компания входит в десятку крупнейших в стране по размеру собранной страховой премии, располагает филиалами во многих городах. Однако в последнее время все больше говорят не об успехах, а о проблемах “Континент-полиса”. Кстати, ущерб, причиненный градом, компания своим клиентам оплатила. Но затем выплаты стали задерживаться, а после и вовсе прекратились. Клиенты запаниковали, конкуренты начали злорадствовать.
Мы обратились за разъяснениями к генеральному директору компании Александру Рытову. “Мы действительно не можем похвастаться стабильным финансовым положением, — сказал он, — тем не менее компания работает, объем страховой премии не снижается, департамент выплат функционирует. Что касается общей суммы задолженности компании перед страхователями, то она соизмерима с месячными поступлениями и составляет порядка 500 тыс. долларов. Страховые выплаты производятся ежедневно и за все периоды времени”.

Взгляд со стороны
Между тем россияне к официальным словам относятся с недоверием. Помнится, в рухнувших банках нас тоже до последнего заверяли, что все “идет по плану”. Мы обратились за комментариями к главному редактору журнала “Русский полис” Вадиму Демченко.
“Проблемы у этой компании начались не вчера: по словам клиентов “Континент-полиса”, летом выплаты начали задерживать, а потом и вовсе прекратили. Летом же “Континент-полис” начал активные поиски инвестора, способного либо купить контрольный пакет акций компании, либо выкупить новую эмиссию акций. До сих пор эти поиски не увенчались успехом, так как от идеи продажи контрольного пакета акций в “Континент-полисе” впоследствии отказались, чем отсекли потенциальных инвесторов со стороны. Сейчас в компании утверждают, что новую эмиссию акций примерно должны выкупить структуры, связанные с основным акционером “Континента” — АО “ГАЗ”. Если это произойдет, страховой компании, может быть, удастся выбраться из нынешнего положения”.
Что касается новой эмиссии акций, то, по словам Рытова, она находится в процессе регистрации. Когда будут размещаться акции и на какую сумму — коммерческая тайна. Кроме того, нет окончательного решения по составу акционеров. Кто именно станет покупателем этого пакета — тоже тайна.
Пессимисты утверждают, что проблемы “Континента” — в его менеджменте. Автострахование — рисковый вид страхования, и, имея до последнего времени почти 15 процентов столичного рынка в этом секторе, компания должна была быть очень осторожной в вопросах инвестирования и формирования резервов. Впрочем, даже при самом неблагоприятном стечении обстоятельств у клиентов компании есть определенный шанс. Очевидно, что “раскрученное” имя не исчезнет так просто с рынка: до сих пор, к примеру, работают компании, имеющие в своем названии аббревиатуру печально известной в столице АСКО. Наверняка на фирму найдутся покупатели, которые возьмут неоконченную ответственность этого страховщика перед клиентами на себя при условии перезаключения договоров страхования на следующий год.

Система не налажена
Другие специалисты считают, что проблема в том, что регулятор страхового рынка сейчас просто не имеет возможности выявлять проблемы участников рынка на ранней стадии. И хотя сейчас о состоянии дел в компании в Минфине знают, но сделать пока ничего не могут. Департамент страхового надзора по закону не имеет права на превентивные меры, широко распространенные в банковском секторе. По словам главы департамента Ильи Ломакина-Румянцева, сейчас в арсенале ведомства есть возможность либо лишить компанию лицензии, либо приостановить или ограничить ее действие. Ввести временную администрацию или, к примеру, арестовать активы компании, чтобы предотвратить их вывод, Минфин просто не имеет права. По словам г-на Ломакина-Румянцева, сейчас “Континент-полис” должен представить Минфину план финансового оздоровления. Кроме того, “Континент” попросят раньше других сдать баланс: специалисты страхового надзора будут анализировать его уже в январе, тогда как другие участники рынка обычно отчитываются перед Минфином по итогам года в мае.
Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России