Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Санкции, автопром и выплаты по «автогражданке»: рекомендации автоюристов

Опубликовано: 13 / 03 / 2022

Санкции, автопром и выплаты по «автогражданке»: рекомендации автоюристов

Инициированные коллективным западом санкции и отказ ряда стран от сотрудничества с российскими компаниями в том числе коснулись автопрома, а значит — и автострахования. В условиях падения национальной валюты автоюристы рекомендуют страхователям при наступлении страхового случая выбирать ремонт автомобиля, отказываясь от денежных выплат.


Действительно, в сложившихся условиях пострадавшим в ДТП будет очень непросто получить компенсацию для восстановления поврежденного транспортного средства даже при наличии действующего полиса автогражданской ответственности, ведь рубль заметно обесценился, а запчасти не только подорожали, но порой и стали вовсе недоступны.

В рамках экономических санкций против Российской Федерации экспорт продукции в нашу страну уже прекратили японские автоконцерны Honda Motor Co., Ltd. и Mazda Motor Corporation, а также американский автороизводитель Ford, причем Mazda заявила об остановке поставок комплектующих и для заводов, функционирующих на территории РФ.

На фоне падения рубля (установленный ЦБ РФ курс доллара и евро сейчас превышает 100 руб.) будет, естественно, затронута и сфера обязательного страхования автогражданской ответственности, в которой, как известно, и ранее было немало проблем в связи с расчетом страховых выплат.

Специфика выплат в обязательной «автогражданке»

На текущий момент в этом сегменте действует приоритет ремонта перед денежной компенсацией: пострадавшее в ДТП транспортное средство страховая компания обязуется за свой счет отремонтировать. Страховщики, однако, предпочитают по возможности осуществить выплату деньгами, ведь разбитые части авто новыми не были, и правила страхования предполагают учет износа.

При этом стоимость запасных частей определяется по справочникам РСА, но даже новые справочники, начавшие действовать в марте текущего 2022 г., базируются на «старых» ценах, и для полноценного ремонта такой выплаты просто не хватит.

Для справки: Российский союз автостраховщиков актуализирует справочники ежеквартально. В современных же условиях, по мнению экспертов, справочные цены будут все больше отдаляться от реальных.

Именно поэтому сейчас потребителям целесообразно настаивать на том, чтобы организацией ремонта занимались страховщики. Оформляется такое требование в виде заявления на возмещение ущерба в натуральной форме. При этом следует иметь в виду, что ремонт может оказаться недостаточно качественным, и после восстановления автомобиля возможны дополнительные споры между страхователями и страховыми компаниями.

Учитывать ли износ: вопрос на стадии обсуждения

В определенной мере решением проблемы мог бы стать отказ в расчете суммы страховой выплаты по ОСАГО от учета износа. Такая инициатива была выдвинута, в частности, три года назад депутатами Госдумы от «Справедливой России», однако на тот момент (март 2019 г.) правительство РФ на законопроект дало отрицательный отзыв, поясняя свое решение тем, что инициатива приведет к повышению страховых тарифов. Стартовавшая реформа ОСАГО, тем не менее, предполагает в качестве второго этапа именно выход на выплаты без учета износа.

Для справки: задача первого этапа реформы «автогражданки» — четырехкратное (до 2 млн. руб.) увеличение лимита возмещения за ДТП с пострадавшими людьми. По оценкам РСА, одновременная реализация обоих этапов способна спровоцировать рост стоимости полиса ОСАГО от 10-15% для большинства водителей и до 80% — для тех, которые признаются аварийными.

В нынешних реалиях ситуация усугубилась факторами политического и экономического характера, а вопрос об исключении износа все еще находится на стадии обсуждения. Впрочем, эксперты отмечают: говорить сегодня о том, как скажутся возникшие трудности на конечном потребителе, рановато.

Но автовладельцам следует быть предельно собранными и внимательными, потому что даже при обдуманном выборе возмещения в натуральной форме можно столкнуться еще с одним нюансом: зачастую уже на СТО страхователю могут «подсунуть» соглашение о ремонте запчастями б/у.

Подписав такой документ, о качественном ремонте остается только мечтать. А проявивший бдительность автовладелец может попасть в еще более сложную ситуацию — необходимость подтверждения самого факта обращения на СТО (на станции отказ от ремонта, скорее всего, не выдадут).

Таким образом, выбор формы возмещения в нынешних реалиях — еще больше, чем когда бы то ни было ранее, является «палкой о двух концах».

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России