Как сократить срок авторемонта
Опубликовано: 25 / 05 / 2024
|
|
|
НИИАТ провел по поручению РСА исследование, посвященное применению в авторемонте запчастей б/у как инструменту сокращения сроков выполнения ремонтных работ. Вывод экспертов — срок ремонта пострадавших автомобилей можно уменьшить до 90%!
|
|
Исследование было инициировано на фоне итогов заседания, проведенного почти год тому назад — 30 мая 2023 г. — экспертным советом по ЗПП финансовых услуг при Центробанке РФ.
НИИАТ специализируется, в том числе, на обеспечении безопасности автомобильного движения, включая техническое обслуживание и ремонт автомобилей. В полномочиях научно-исследовательского института — регламентация работы отечественной автотранспортной отрасли, включая написание нормативно-правовых документов.
Итак, что же изменится, если разрешить использовать б/у запчасти?
Проблемы современного авторемонта
Представьте: вы попали в небольшую аварию, страховка виновника легко покроет ущерб — но автомобиль уже месяц стоит в сервисе, потому что нужные запчасти никак не могут доставить. Страховщик предлагает денежную компенсацию, но СТО не берутся выполнить ремонт… Таковы реалии нашего дня.
Согласно собственной статистике союза автостраховщиков, в списке з/ч, наиболее часто заменяемых при ремонте по ОСАГО — корпусные элементы (бампер, крыло и пр.) То есть, детали и элементы, возраст которых не влияет на эффективность использования автомобиля.
Не секрет, что сегодня существует сложность взаиморасчетов даже с поставщиками из дружественных стран, поэтому сроки доставки новых з/ч продлеваются, а значит — срываются установленные законом сроки авторемонта по обязательной «автогражданке».
В РСА задумались: решит ли эту проблему использование бывших в употреблении автозапчастей и заказали исследование солидной профильной научно-исследовательской организации.
Как в НИИАТ искали ответ на этот вопрос
Проведенное экспертами исследование опиралось, в первую очередь, на международный опыт, который показывает, что экономические и экологические преимущества делают этот подход привлекательным для многих рынков.
Использование бу запчастей в авторемонте имеет свои преимущества и недостатки. При этом критически важно наличие строгих стандартов и сертификации для обеспечения безопасности и надежности таких деталей.
Так, в США использование автозапчастей бу регулируется на уровне штатов, существуют стандарты и сертификации (например, программы Carfax и CARCO), широкий выбор деталей предлагают онлайн-магазины и многочисленные авторазборки, а американские потребители нередко сами выбирают именно такой вариант для экономии средств.
Строгие стандарты безопасности в Европе также не исключают подобное решение — просто регулируют использование подержанных запчастей их обязательной сертификацией (принято, к примеру, в Германии и Великобритании). Европейские потребители тоже не против — особенно, если модель авто не нова.
Распространен ремонт запчастями бу и в Японии, где надежность решения высокими стандартами качества и тестирования используемых деталей (кстати, именно страна Восходящего солнца является крупнейшим в мире экспортером).
О преимуществах и недостатках решения
Исследование НИИАТ уже на первом этапе показало, что привлечение к ремонту ТС по ОСАГО компонентов б/у снизит в вызванные отсутствием запчастей простои минимум на 80%.
Отметим, что международным законодательством запрещено повторно использовать такие компоненты ТС, как подушки и ремни безопасности, иммобилайзеры, глушители, блоки управления и пр.
На замечания критиков есть и такой ответ: ранее подменой запчастей грешили автодилеры — теперь все станет прозрачно. Точка зрения имеет право на жизнь. Но в целом следует разделить:
преимущества
|
недостатки и вызовы
|
· экономия средств, значительное снижение затрат на ремонт;
· экологическая выгода, сокращение количества отходов, минимизация негативного воздействия на окружающую среду;
· повышение доступности за счет возможности нахождения з/ч даже для старых или снятых с производства моделей авто.
|
· без надлежащей сертификации и проверки качество и долговечность БУ запчастей могут быть сомнительными;
· могут возникать трудности с гарантийными обязательствами и ответственностью за использование б/у з/ч;
· отсутствие четких нормативных актов может привести к проблемам с безопасностью и законностью.
|
Напомним, что поправки о разрешении использовать б/у автозапчасти и увеличении срока ремонта по ОСАГО до 45 дней в Совфеде начали готовить еще в июле прошлого 2023 г.