Как КоАП мешает регулятору штрафовать страховщиков
Опубликовано: 27 / 11 / 2022
|
|
|
За первые три квартала текущего 2022 г. крупнейшим отечественным страховщикам ОСАГО пришлось из сборов, которые составили почти 194 млрд. руб., выделить на выполнение полученных штрафных санкций 4,7 млн. руб. — и это лишь по 37% от общего числа попыток наказать нарушителей со стороны регулятора. За что же штрафует ЦБ России работающие в сегменте обязательной «автогражданки» страховые компании и что помогает им уклоняться от наказания?
|
|
Из 196-тии лишь 73 попытки (или 37%) регулятора наказать страховщиков через суд оказались успешными. Парадоксально, но страховой бизнес спасает упрощенный порядок и КоАП: при нарушении лицензионных требований к ответственности страховую компанию привлечь можно только через суд, а из-за малых исковых претензий (стандартный штраф по данной статье — 30 тыс. руб.) срок давности по админнарушению истекает прежде, чем суд успевает вынести решение.
Регулярные проверки в связи с жалобам потребителей — одна из обязанностей Центробанка, включающая в себя и мониторинг в рамках контрольных проверок доступности таких услуг, как собственно возможность приобретения полиса ОСАГО, оформления его на сайте, внесения изменений и т.п.
Согласно данным системы «Кад.Арбитр», в текущем году в период с января по сентябрь включительно в отношении компаний, входящих в топ-20 рэнкинга-2021 страховщиков ОСАГО, ЦБ РФ подал 196 заявлений, из которых 2 были возвращены заявителю, а удовлетворены — лишь 73.
Как это ни парадоксально, но на помощь недобросовестным страховщикам приходит КоАП: в силу небольших штрафных сумм, рассмотрение дел по нарушению лицензионных требований, происходит в порядке упрощенного судопроизводства (без участия сторон), который не может длиться более двух месяцев.
Практика же показывает, что цепочка обращения в суд в этот срок не укладывается. Соответственно, из 118-ти поданных заявлений, по которым было отказано в рассмотрении, 5 были отклонены в виду малозначительности нарушения и одно (!) по причине отсутствия вины ответчика, все прочие — из-за истечения установленного КоАП (ст. 4.5) трехмесячного срока давности по административной ответственности.
Когда можно наказывать СК напрямую: отказ в заключении договора ОСАГО
Неправомерный отказ в страховой защите — нарушение, при котором регулятор вправе накладывать штраф без обращения в суд, так как диапазон штрафных санкций по КоАП (ст. 15.34) составляет 100 тыс. руб.-300 тыс. руб. При этом у страховщиков есть право оспорить штраф в арбитраже, и они не без успеха это делают.
Именно по этой статье регулятор вынес 59 постановлений и оштрафовал страховщиков ОСАГО на общую сумму 5,9 млн. руб. (до обжалования в арбитраже). Среди «лидеров» — ведущие страховые компании: «Росгосстрах» (23), «АльфаСтрахование»(10), «ВСК» (10), «Ингосстрах» (5).
43 из вынесенных Центробанком постановлений были обжалованы, 9 из таких обращений были оставлены без рассмотрения (то есть, штрафы признаны правомерными — правда, сумма по ним осталась в тайне), по 28-ми суды подтвердили правомерность действий регулятора, в силу чего стало возможным взыскание штрафов на сумму свыше 2,6 млн. руб.
Юристам «АльфаСтрахования», «Росгосстраха» и «СОГАЗа» удалось добиться пересмотра размера штрафных санкций в сторону уменьшения, а «ВСК» — отмены постановления, хотя, справедливости ради, следует сказать, что этот случай отмены штрафа единственный за рассматриваемый период.
Противостояние регулятора и страховщиков, впрочем, продолжается: по данным арбитражной судебной картотеки, всего за 5 дней четвертого квартала текущего года (7-11 ноября) 2022 г. Центробанк подал 43 иска заявления — и снова в отношение все тех же лидеров страхового рынка в сегменте ОСАГО. Чаще всего речь идет о нарушениях алгоритмов функционирования Е-ОСАГО и о превышении сроков ответа на клиентские претензии.