Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

На чем теряли и зарабатывали страховщики в кризисном 2020-м

Опубликовано: 29 / 03 / 2021

На чем теряли и зарабатывали страховщики в кризисном 2020-м

Несмотря на спутавшую планы самых разных бизнесов пандемию коронавируса и общие кризисные явления, в ушедшем непростом 2020-м российские страховые компании, по данным Банка России, улучшили свои ключевые показатели: объем собранных игроками рынка взносов вырос на 4,1% (против полной стагнации годом ранее), а в сегменте накопительного страхования жизни этот показатель достиг рекордных 25%.


По итогам 2020 г. 84% участников российского страхового рынка сообщили о прибыли, совокупный объем ее достиг 247,5 млрд. руб. (прирост в годовом сравнении — символический, в 0,04%) при совокупном объеме собранных взносов, который вышел на уровень 1,5 трлн. руб.

Ситуация в разных сегментах рынка развивалась неодинаково. Так, добровольное медицинское страхование, в 2019 г. продемонстрировавшее стремительный рост, в кризисный год пошло на спад: совокупный объем премий потерял 2%, количество заключенных договоров сократилось в корпоративном сегменте почти на 8%, в сфере страхования физлиц — более чем на 42%.

Если бюджеты на корпоративные программы ДМС на фоне кризиса массово сокращались, а частные клиенты от медицинских страховок отказывались вовсе, то страхование от несчастных случаев и страховая защита жизни/здоровья заемщиков показали уверенную позитивную динамику.

Вернулся к позитиву и рынок ОСАГО, где прирост объема сборов составил 3%, увеличилось число заключенных договоров и вырос средний размер взноса. Ключевым же драйвером роста стало накопительное страхование жизни, привлекшее внимание россиян на фоне ухудшения условий по банковским депозитам.

ИСЖ и НСЖ по-российски

Инвестиционное и накопительное страхование жизни — что выбрать клиенту? Примечательно, что отечественное законодательство четко эти виды страхования не описывает — соответственно, у страховщиков есть возможность создавать очень разные продукты, так что даже профессионалам порой не под силу дифференцировать эти предложения по классам.

Эксперты предлагают такие три критерия для классификации полисов страхования жизни:

ИСЖ

НСЖ

уплата страховых взносов

внесение средств единовременно

возможность внесения средств в рассрочку (раз в месяц, раз в квартал, раз в год)

срок действия договора

стандартно 3-7 лет

от 5-ти до 25 лет

инвестиционная составляющая

в итоге клиент должен получить сумму не менее первоначального взноса, часть которого используется для инвестиций (доход не гарантирован, доходность зависит от выбранного базового актива, выбор актива — за страхователем)

договор определяет сумму, гарантированную к выплате в случае смерти застрахованного или по окончанию срока действия полиса (часть взноса инвестируется, выбор актива — за страховщиком)

Таким образом, продукты накопительного страхования — это страховки с инвестсоставляющей, больше соответствующие полисам с гарантированной страховщиком доходностью.

НСЖ как драйвер страхового рынка РФ

Полисы накопительного страхования российскими гражданами в последнее время рассматриваются как удачная альтернатива банковским инструментам. Успешное продвижение продуктов НСЖ привело к росту объема взносов в 2020 г. на 25% (почти до 137 млрд. руб.)

В ЦБ РФ отмечают, что интерес россиян к НСЖ отчасти определяется и падением спроса на полисы ИСЖ, которые, будучи таким же комплексным продуктом страхования с инвестиционной компонентой, начиная с 2019 г. находится под жестким регулированием. Так, при заключении договора ИСЖ теперь необходимо соответствие:

· указанию Центробанка о минимальных требованиях;

· стандарту Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

Как результат: по итогам 2020 г. объем взносов по ИСЖ потерял 7,4%.

Опасения регулятора

Напомним, что под прицелом Ценробанка полисы инвестиционного страхования оказались из-за массового разочарования в них страхователей, что, в свою очередь, во многом определялось предоставлением неполной или не совсем достоверной информации по продуктам данного вида в части негарантированного дохода.

На январь-сентябрь 2020 г. пришлось завершение действия трехлетних полисов ИСЖ, продемонстрировавших среднюю доходность на уровне 4,2%, причем доходность по 18% полисов составила менее 1%, по 32% полисов — оказалась нулевой.

Создание неправильных ожиданий привело к массовым жалобам потребителей. По данным ЦБ РФ, до 75% жалоб потребителей касались именно некорректных продаж инвестиционных страховых продуктов через банки.

Сегодня обеспокоенность регулятора связана с бумом в накопительном страховании, в связи с чем ЦБ РФ обсуждает с участниками рынка возможное ужесточение правил продаж гражданам и этих страховок. Дальнейшую динамику этого сегмента страхования прогнозировать сложно.

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России