Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Снижение актуальности классического страхования грузов: причины и следствия

Опубликовано: 13 / 04 / 2025

Снижение актуальности классического страхования грузов: причины и следствия

Современный бизнес в сфере грузоперевозок сталкивается с рисками, которые выходят далеко за рамки привычного страхования имущества. Компании уже недостаточно защиты только от физического ущерба — этого попросту мало в условиях глобальных цепочек логистики, жестких сроков выполнения обязательств и ужесточающейся ответственности перед партнерами и клиентами.



Сложность поставок растет, штрафные санкции за задержки ужесточаются, а непредвиденные события — от перебоев в транспортировке до правовых споров — могут приводить к многомиллионным убыткам.

Страхование грузов исторически защищало бизнес от таких рисков, как утрата или повреждение товаров в пути. Компании заключали полисы, покрывающие основные угрозы, включая аварии, кражи, стихийные бедствия.

В случае происшествия страховщик компенсировал стоимость утраченного груза, что позволяло минимизировать финансовые потери. Однако в современных условиях этого недостаточно. Классические страховые продукты больше не охватывают всех потенциальных потерь, возникающих в ходе доставки.

В такой ситуации бизнесу требуется комплексный подход к управлению рисками, который учитывает не только традиционные угрозы, но и финансовые, юридические, репутационные потери.

Новые вызовы — новые подходы

Сегодня компании несут убытки не только из-за повреждений или утраты грузов, но и вследствие косвенных потерь. Например, селлеры маркетплейсов теряют доход из-за возвратов, а перевозчики – из-за штрафов за несоблюдение сроков доставки.

Текущие исследования показали, что с повреждениями товара в процессе транспортировки сталкиваются порядка 26% продавцов, а с возвратами товаров — до 29%. Для крупных поставщиков ключевой проблемой становятся штрафные санкции от предприятий торговли и издержки на переадресацию грузов.

Причем статистика возвратов резко (+6-8%) возрастает в периоды повышенного спроса. Стандартные страховые программы гибкого покрытия под эти условия не обеспечивают.

В ответ на эти вызовы рынок разрабатывает новые страховые продукты, адаптированные под современные реалии. Пример — страхование сроков доставки, предполагающее возмещение убытков в связи со штрафами от торговых сетей. Стимулируя перевозчиков к оптимизации внутренних бизнес-процессов для минимизации риска опоздания, такой полис оказывается выгодным для всех сторон.

О привязке страховой услуги к специфике бизнеса

Когда каждая страховая выплата сопровождается поиском виновного, компании вынуждены пересматривать свои процессы, минимизируя вероятность собственных ошибок. Это стимулирует к более строгому контролю, оптимизации логистики и внедрению превентивных мер, чтобы свести к минимуму риск возникновения страховых случаев.

При этом для различных сегментов рынка важны специализированные страховые решения, а именно:

· доставка сборных грузов требует автоматизированного страхования, так как обрабатывать страховые случаи, когда один груз объединяет десятки отправлений, вручную крайне сложно;

· сложные логистические цепочки включают разные виды транспорта (морской, железнодорожный, автомобильный), а риски на каждом этапе различны, поэтому от страхового покрытия требуется гибкость;

· работа с микропредприятиями требует ускоренного возмещения убытков, так как задержки выплат критичны для небольших компаний.

Ускорить процессы и повысить прозрачность взаимодействия со страховщиками позволяет использование цифровых платформ для оформления и урегулирования страховых случаев. Это, безусловно, один из основных трендов сегодняшнего дня.

То изменилось для транспортных компаний

Перевозчики рассматривают страхование не просто как защиту, но и как инструмент управления бизнесом. Например, упомянутое выше страхование сроков доставки позволяет минимизировать штрафы и дисциплинировать логистические процессы. В некоторых компаниях на основе страховых случаев анализируют причины задержек и оптимизируют графики движения.

Ранее транспортные компании использовали два подхода:

· создание собственных резервных фондов, что требовало замораживания значительных средств;

· ограничение базовым страхованием ответственности, которое не покрывало многих важных рисков.

Сейчас доступны комплексные решения, включающие защиту от утраты груза, компенсацию убытков из-за срывов поставок, расходы на обратную логистику. Это позволяет перевозчикам не только защищать свой бизнес, но и предлагать клиентам более высокий уровень сервиса.

Перспектива: страхование как управление рисками

Рынок страхования грузоперевозок движется в сторону интеграции страховых решений в логистические процессы. Преимущество останется за теми, кто выйдет за рамки классического страхования и предложит рынку полноценную систему управления рисками на всех этапах логистики.

Успех будет зависеть от способности адаптировать страховое покрытие под конкретные условия, оперативно урегулировать убытки и обеспечивать удобный доступ к страховым инструментам через цифровые сервисы.

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России