7 мая 2019 г. — день вступления в силу стандартов страхования
Опубликовано: 27 / 04 / 2019
|
|
|
Комплексная стандартизация — одна из признанных методик наращивания эффективности и качества производства — проникает в сферу услуг страхования: 9 августа 2018 г. Банком РФ утверждены основные стандарты профессиональной деятельности страховых организаций, а 7 мая 2019 г. вступают в силу первые два обязательные стандарта, разработанные Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) в качестве профильной саморегулируемой организации — проведение операций и защита прав и интересов потребителей страховых услуг.
|
|
Базовый стандарт СРО распространяется на проведение операций и учреждает требования по всем основным этапам взаимодействия между страхователем и страховщиком, включая:
· оформление страхового договора;
· порядок и сроки выплаты страховой премии;
· порядок возмещения ущерба в натуральном виде;
· взаимные действия страховщиков и страховых агентов.
В частности, до 7 мая страховые компании обязаны завершить обучение своих сотрудников и агентов работе в соответствии с Базовым стандартом: с этого дня нарушителям грозит административная ответственность. Требование распространяется не только на агентов-физлиц, но и на сотрудников юридических лиц, выполняющих агентские функции (автосалоны, банки и пр.)
Для справки: в 2018 г. в статусе агентов страховых компаний на российском рынке работали 37 тыс. юридических лиц и 152 тыс. персон-физлиц (данные ЦБ РФ).
Требования стандарта к страховому агенту
Все агенты в соответствии с новыми требованиями обязаны пройти обучение по Базовым стандартам СРО, что станет обязательным условием для их допуска к работе с клиентами. В частности, они должны на профессиональном уровне:
· грамотно подавать информацию о деятельности представляемой страховой компании;
· предоставлять полные сведения об услугах страховщика;
· разъяснять права потребителя страховых услуг (включая порядок подачи жалоб в страховую компанию и регулятору).
Особое внимание уделяется договорам инвестиционного страхования жизни: потребитель должен получить от сотрудника (агента) достоверную информацию о рисках подобных страховых продуктов (отсутствие гарантий получения дохода) и о порядке вычисления выкупной суммы.
Ответственность страховщиков
Страховым компаниям вменена обязанность вести особый реестр прошедших обучение сотрудников. Буквально с первого дня вступления в силу стандартов ВСС начнет проведение плановых и внеплановых (по жалобам страхователей).
В частности, выявление факта работы с клиентом сотрудника, не внесенного в реестр, станет основанием для применения санкций:
· первично — от предупреждения до денежного штрафа (до 40 тыс. руб.)
· повторно — вплоть до лишения статуса члена СРО.
Для справки: согласно действующему законодательству РФ, исключение из саморегулируемой организации лишает страховую компанию права иметь лицензию и проводить операции.
Также страховая организация несет ответственность за нарушение агентом любых требований стандартов; положения, обязывающие страхового агента соблюдать требования стандартов, должны быть включены в агентский договор.
Для справки: согласно действующему законодательству РФ, исключение из саморегулируемой организации лишает страховую компанию права иметь лицензию и проводить операции.
О «периоде охлаждения» и защите страхователей-инвалидов
Стандарт обязует страховщиков отвечать за действия своих агентов в части расторжения страхового договора в «период охлаждения»: теперь право расторгнуть договор и получить свои деньги сохраняется за страхователем даже в том случае, если агент просрочил передачу соответствующего заявления.
По статистике количество жалоб в связи с периодом охлаждения невелико (3% от общего числа обращении), практически все они касаются некомпетентности агентов или их нежелания вовремя передавать заявления клиентов на отзыв полиса страховой компании.
Еще одно важное направление — требование предоставлять информацию людям с ограниченными возможностями в таком виде, который позволял бы им удобно пользоваться страховой услугой.
Страховщикам, в частности, рекомендовано расширить возможности звукового воспроизведения документов, обеспечить предоставление документов с увеличенным размером шрифта и использование услуг сурдо- и тифлосурдопереводчиков в рамках законодательства о социальной защите инвалидов.