ОСГОП-2020: основные планы и готовящиеся изменения
Опубликовано: 26 / 01 / 2020
|
|
|
В 2020 году в обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами готовится ряд изменений, касающихся как тарифной политики (ожидается снижение тарифов), так и гарантий обязательных выплат за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров такси. Соответствующие законодательные изменения могут быть приняты уже в ближайшую весеннюю сессию.
|
|
Пассажиры такси — исключение из правил
Как известно, таксомоторы — единственный вид наземного пассажирского транспорта, оставшийся за пределами закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков, действующего с 2013 г.: если жизни или здоровью пассажира такси причинен ущерб, рассчитывать сегодня граждане могут лишь на компенсацию в рамках закона об ОСАГО, которая вчетверо меньше предусмотренной законом об ОСГОП и составляет лишь 500 тыс. руб.
По данным ГИБДД, в 2019 г. в России число дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей такси выросло в годовом сравнении в полтора раза.
Усиление страховой защиты для пассажиров такси давно стало настоятельной необходимостью. Так, в октябре 2018 г. был внесен в Госдуму и даже принят в первом чтении законопроект о внесении поправок в закон об ОСАГО, касающихся увеличении этой категории страховых выплат до 2 млн. руб.
Однако инициатива, которая могла бы нивелировать неравенство выплат, была отклонена: ее рассмотрение приостановили под предлогом ожидания базового закона, регламентирующего деятельность перевозчиков такси.
Почему «забуксовал» основной законопроект о деятельности такси
К сожалению, этот важный законопроект оказался настолько трудоемким и сложным, что его обсуждение продолжается и по сей день. Дело в том, что в нем попытались одновременно:
· сформулировать ответственность всех участников договора перевозки;
· обрисовать полномочия контролирующих органов;
· ввести понятие агрегатора и установить требования к водителям.
В частности, выдающий лицензии орган и агрегатор объявляются ответственными за то, чтобы водители такси прошли аттестацию, имели бы российские водительские права и опыт вождения от 3-х лет, не имели непогашенных судимостей и т.п.
Также закон предусматривает создание реестра водителей такси для проверки наличия лицензии, а главное — внесение изменений в КоАП РФ (штраф за отсутствие у перевозчика такси полиса ОСГОП, норма о недопуске такого водителя к пассажирским перевозкам даже при наличии лицензии).
Как отмечают специалисты, особую сложность представляет именно распределение ответственности между непосредственными поставщиками услуги перевозки и агрегаторами. При этом суды уже обозначили свою позицию, выбирая солидарную ответственность.
В этих условиях страховщики считают, целесообразным скорейшее принятие законопроекта, распространяющего на пассажиров такси положения закона об ОСГОП.
Тарифы в ОСГОП снизятся?
22 января 2020 г. был опубликован проект указания Банка России, определивший курс на существенное снижение тарифов. Указание уже направлено на регистрацию в Минюст РФ, по оценке НССО от нововведения ожидается падение страховых сборов порядка 20%.
Снижение тарифов в ОСГОП в первую очередь затронет автомобильные пассажирские перевозки, доля которых в общем объеме в 2019 г. составила 71%.
Также предусматривается разделение группы воздушных перевозок на самолетные и вертолетные, так как высокая убыточность вертолетных перевозок приводит к искажению статистики. Так, сейчас страховая нагрузка на билет пассажира, путешествующего авиатранспортом, едина и составляет 15,5 - 44,5 руб.
По расчетам специалистов, это разделение приведет к увеличению страховой нагрузки на стоимость билета в вертолетном сообщении — а львиная доля страховых договоров воздушных перевозчиков приходится именно на перевозки вертолетами! — почти в 5 раз (305 руб. против 61,5 руб.) — в то время как в самолетных перевозках этот показатель будет находиться в диапазоне 3,05-28,5 руб.
Немного ОСГОП-статистики
Начиная с 2013 г., число погибших в расчете на 1 млн. перевезенных пассажиров составило:
· в авиаперевозках — 13 чел.;
· в автоперевозках — 0,3 чел.;
· ж/д транспортом — 0,28 чел.;
· водным транспортом —1,97 чел.;
· троллейбусами и трамваями — соответственно 0,13 и 0,06 чел.
За 9 месяцев 2019 г. премии ОСГОП снизились в годовом сравнении на 7,2% (до 2,4 млрд. руб.), выплаты снизились на 7,6% (до 600 млн. руб.), в целом отмечалось снижение числа крупных выплат на фоне роста мелких.