02.01.2011
Транспортный коллапс в московских аэропортах глазами страховщиков
Последние выходные ушедшего года предоставили случай оценить ситуацию, застраховаться от которой практически невозможно: ледяной дождь и административные нарушения в области материально-технического снабжения привели к коллапсу в московских аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово», жертвами которого стали порядка 20 тыс. пассажиров.
Пассажирам отмененных рейсов представители "Аэрофлота" пообещали компенсацию (стоимость перевозки в один конец), а вот само по себе событие страховым случаем, вероятнее всего, не станет: хотя аэропорты «Шереметьево» и «Домодедово застрахованы в СК «АльфаСтрахование» (на 15 млрд руб. и $150 млн. соответственно), страховой полис предполагает лишь страхование ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
Комментируя ситуацию, начальник профильного отдела компании «Ингосстрах» (страхование авиационной промышленности и ответственности аэропортов) Виталий Костюков отметил, что задержки рейсов, при которых речь о прямом вреде жизни, здоровью или имуществу третьих лиц не ведется, относятся, скорее, к финансовым рискам, а этот вид услуг на страховом рынке России не представлен.
Представитель дочернего страховщика «Аэрофлота» страховой компании «Москва» Сергей Шахматов уточнил, что финансовые риски не страхуют и отечественные авиаперевозчики: баснословная стоимость такого полиса вряд ли сделала бы его популярным страховым продуктом.
Что же касается пассажиров, то, по данным, полученным от представителей страховых компаний России, лишь около 10% пострадавших могли быть защищены от подобной неприятности: страхование от отмены поездки — добровольный и весьма недешевый вид страхования (по словам представительницы компании «Росгосстрах» Нели Бабокиной, к примеру, стоимость такого полиса составляет 2-6% от стоимости поездки).
Более того, по словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, 99% страховых продуктов, представленных на рынке, исключают невылет из-за непогоды из перечня страховых случаев, поэтому единственная возможность получить компенсацию — коллективные иски на аэропорт за ненадлежащее информирование о сроках задержки рейсов и на авиакомпании за неисполнение обязательств по обеспечению пассажиров ночлегом и питанием.
Иначе говоря, получить страховые выплаты не удастся ни пассажирам, ни перевозчикам, ни аэропортам, и увольнение с занимаемой должности заместителя гендиректора авиакомпании "Аэрофлот" Владимира Смирнова, обнародованное 31 декабря, похоже, станет единственной сатисфакцией.