04.11.2012
Судебный прецедент: сбитый пешеход возместит ущерб
Решение Конституционного суда по иску пострадавшего в ДТП лица может стать прецедентом в отечественной судебной практике, рекомендующим призывать к ответу пешеходов, сбитых автомобилями по их (пешеходов) собственной вине: КС отказался признать неконституционными нормы Гражданского кодекса РФ, на которых было основано решение Октябрьского райсуда города Красноярска.
С судебным иском в красноярский районный суд обратился местный филиал страховой компании «Ингосстрах»: по факту дорожно-транспортного происшествия, в котором клиент страховой компании сбил несовершеннолетнюю девушку по ее собственной вине, страховщик выплатил возмещение водителю (полис каско), после чего решил в порядке суброгации взыскать ущерб с родителей виновницы ДТП.
Требование «Ингосстраха» удовлетворил Октябрьский райсуд Красноярска, а затем поддержали и суды высших инстанций. Основанием для принятия решения в пользу страховой компании стали положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности — ст. 1064, пункт 1-й которой гласит, что всякий вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, этот вред причинившим, а пункт 2-й предписывает обвиняемому доказать отсутствие своей вины для освобождения от возмещения.
Так как жалобу со стороны достигшей к моменту принятия судебного решения совершеннолетия ответчицы суд принять отказался, последняя обратилась в Конституционный, ссылаясь на противоречие между положениями ГК РФ и российской Конституции и мотивируя свою жалобу тем, что автомобиль является источником повышенной опасности, но и в этой инстанции не добилась успеха.
Позицию всех судов страховые юристы единогласно объявили полностью соответствующей нормам российского права. Впрочем, суды в подобных ситуациях к идее взыскания вреда с пешехода, как правило, относятся предвзято и делают это крайне редко и неохотно. Другой вопрос — вероятность реально получить возмещение: даже имея на руках исполнительный лист, получить деньги с физического лица весьма непросто, особенно если в деле фигурируют дети, подростки или пенсионеры.
Нужно ли что-то менять в такой системе? Наверное, да: только за три квартала текущего года по вине пешеходов произошло более 19 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в том числе — повлекших ранение и гибель людей.