22.05.2025
Страхование жизни молодеет, льготы ужесточаются, спрос растет
Изменения, предлагаемые правительством в Налоговый кодекс, затронут налоговые условия по договорам страхования жизни с 2025 г. и призваны стимулировать интерес к долгосрочным накопительным программам. Ключевой новацией станет увеличение минимального срока договора, необходимого для получения налоговых льгот: с 2027 г. он начнет расти поэтапно, ежегодно увеличиваясь на один год. При этом, как фиксирует «Ингосстрах-Жизнь», рынок страхования жизни «молодеет».
С учетом принятых изменений к 2031 г. минимальный срок, обеспечивающий льготы, достигнет 10 лет. Это значит, что, например, в 2029 г. договор придется заключать минимум на 8 лет, чтобы получить вычет. Новая «лесенка» призвана обеспечить приток «длинных денег» в экономику и сделать страхование жизни стабильным инвестиционным инструментом.
Дополнительно проект предлагает расширенные налоговые вычеты: с нынешнего года сумма, с которой они рассчитываются, увеличится до 400 тыс. руб. в год, но с учетом объединенного лимита на ИИС, программы долгосрочных сбережений и страхование жизни. Вводятся и ограничения: нельзя иметь более трех действующих договоров, чтобы сохранялось право на вычет, а освобождение от НДФЛ при дожитии возможно лишь в пределах 30 млн. руб.в год и при условии, что у клиента нет более двух других договоров одновременно.
На фоне подготовки этих законодательных изменений рынок страхования жизни демонстрирует быструю адаптацию и рост. В I квартале 2025 г. «Ингосстрах-Жизнь» зафиксировал увеличение объема сборов на 73+%, заняв лидирующие позиции среди открытых страховщиков. Существенным стало изменение клиентской аудитории: если еще недавно преобладали возрастные клиенты, то сейчас доля застрахованных до 40 лет выросла до 35%. Более двух третей договоров заключается сроком от пяти лет, что говорит о новом уровне доверия со стороны молодых клиентов.
Участники рынка подчеркивают, что страхование жизни становится полноценным финансовым инструментом, способным не только защищать, но и формировать капитал. Отмечено также, что страховщики оперативно адаптировали свои продукты под требования времени и новые ожидания аудитории.