Страхование ответственности перевозчиков: поправки ко второму чтению
В рамках подготовки проекта закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков ко второму чтению на прошедшем 23 марта заседании комитета по финансовому рынку предложен ряд поправок, которые касаются как самих перевозчиков, так и обеспечивающих соответствующие страховые услуги страховых компаний и собственно страхователей.
В первом чтении этот законопроект, внесенный в Госдуму еще в 2010 г., был принят осенью 2011 г. Его основные положения — увеличение страховой суммы по вреду жизни пассажира до 2 млн. 25 тыс. руб., по вреду здоровью – до 2 млн. руб., по вреду имуществу – до 23 тыс. руб.
Так, от обязанности страховать свою ответственность перед пассажирами освобождается метрополитен, который одновременно становится участником выплат пострадавшим, причем осуществлять выплаты он должен будет наравне со страховыми компаниями — в тех же объемах и по тем же правилам.
Такой подход реализован исключительно относительно событий, произошедших в период с момента входа пассажира в вагон метро и до момента его выхода. Ущерб от всех прочих событий компенсируется на общих основаниях (согласно гл. 59 ГК РФ). Эти поправки поддержаны Правительством РФ, о чем заявил на заседании комитета замминистра транспорта Сергей Аристов.
Также законодатели решили избавить страховщиков, претендующих на работу в этом сегменте рынка, от ранее установленной необходимости иметь филиалы или представительства в каждом субъекте Российской Федерации.
При этом потерпевшие получают возможность подавать документы на выплату в любую страховую компанию, имеющую право заниматься этим видом страхования, которая обязуется незамедлительно передать пакет документов адресату (за неисполнение этой обязанности предусмотрено наказание в виде исключения из профобъединения страховщиков ответственности перевозчиков).
С другой стороны, для потерпевших сужен круг оснований для обращения за компенсационной выплатой: теперь компенсация причитается только в том случае, если страховая компания лишена лицензии или находится в процедуре банкротства (ранее основанием считались также уклонение страховщика от выплаты, необоснованный отказ в выплате или простая невозможность вручить страховой компании уведомление о наступившем событии).