Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Новости страхования

03.11.2009

Страх перед «жизнью» Росбалт.RU

Международная финансовая группа ING на днях объявила о том, что намерена свернуть бизнес по страхованию жизни в России. Как признали в компании, интенсивное развитие российской дочки ING («ИНГ лайф») оказалось слишком затратным, а прибыль не оправдала ожиданий.

Как сообщил «Ведомостям» управляющий директор компании Йетсе де Врис, построение серьезной агентской сети продаж оказалось более сложным процессом, чем предполагалось. За время работы в России страховщик успел открыть офисы почти во всех крупнейших городах, нанять 300 агентов и 85 штатных сотрудников. Между тем, в текущем году страховщик был вынужден урезать инвестиционную программу — с 220 млн евро на 8 лет до 130 млн евро в течение 5 лет.

По данным ФССН, премия компании за 6 месяцев 2009 года составила 37,96 млрд рублей. Очевидно, руководство ING рассчитывало получить больше — ведь ранее российский рынок страхования жизни считался довольно привлекательным и перспективным, на него стремились ведущие международные финансовые группы, имеющие опыт в Европе.

Между тем, в период кризиса голландская ING Group получила существенные потери. Например, убыток за I квартал 2009 года составил 793 млн евро по сравнению с 1,54 млрд евро чистой прибыли за январь-март 2008 года. Активы группы за квартал сократились на 4,5%. Страховая компания была вынуждена оптимизировать затраты и сокращать издержки, и в итоге российский бизнес по страхованию жизни был признан недостаточно перспективным. Сейчас страховщик обсуждает с акционерами и Росстрахнадзором, кому достанется портфель компании.

Пример ING может оказаться показательным для рынка. В сегменте страхования жизни, похоже, намечается новая тенденция: если раньше в этом бизнесе комфортно себя чувствовали именно западные страховые группы, то сегодня, в условиях глобального кризиса, российские страховщики могут потеснить иностранцев.

По оценкам ИК «Финам», объем рынка страхования жизни по итогам I полугодия 2009 года составил 7,1 млрд рублей, что на 18,4% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Данный сегмент страхования весьма существенно пострадал от кризиса и видоизменился: до экономических неурядиц он равномерно рос, однако в 2008 году резко рухнул. Так, по итогам 2006 года рынок составил 16 млрд рублей, в 2007 году — 22,7 млрд рублей (рост на 41,88%), а по итогам 2008 года — 18,7 млрд рублей (снижение на 17,62% к уровню 2007 года).

Как отмечает аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева, в докризисное время 50-55% премии страховщики получали от страхования банковских заемщиков (например, при оформлении ипотечных кредитов), а также благодаря розничному страхованию жизни. Однако в условиях сокращения кредитования населения и снижения уровня реальных доходов граждан «кредитные» и частные клиенты занимают 30-35% рынка. Львиную долю составляет кэптивное и корпоративное страхование.

Некоторые игроки не успевают адаптироваться к новым реалиям и уходят из бизнеса. В целом количество страховщиков, работающих в РФ, постепенно сокращается. Если в I полугодии 2008 года их было 830, то в I полугодии 2009 года осталось 743 (почти на 11% меньше). В сегменте страхования жизни сейчас представлено 86 компаний. Как отмечает Голышева, страховщики, работающие в данном секторе, наиболее финансово устойчивы, и их количество будет сокращаться не столь быстрыми темпами. Генеральный директор СК «Allianz РОСНО Жизнь» Максим Чернин считает, что в первую очередь пострадают компании с низким уровнем диверсификации бизнеса и не имеющие серьезного опыта работы на рынке.

Кроме того, отметил он, до кризиса лидирующие позиции занимали страховщики, активно создававшие новые офисы по всей России, с агрессивной маркетинговой политикой. Однако в период нестабильности доминировать начали компании со стабильными акционерами, сильной перестраховочной защитой, нацеленные на интенсивный рост.

Как полагают эксперты, сегмент страхования жизни в РФ вернется на докризисный уровень не раньше, чем через 2-3 года, причем темпы восстановления могут оказаться довольно существенными (20-40% в год). Однако многое будет зависеть от уровня доходов населения, ситуации с кредитованием и стоимости страховых услуг.

Между тем, страховщики полны решимости бороться до последнего — тем более, что сейчас всем «докризисным» участникам становится тесно на рынке. Стоит отметить, что по сравнению с классическими видами страхования (КАСКО, ОСАГО или добровольное медицинское страхование) страхование жизни в России пока не особенно востребовано. К примеру, если в развитых странах объем премий по страхованию жизни составляет 4-8% от ВВП, то в РФ этот показатель исчисляется всего несколькими сотыми процента.

По данным ВЦИОМ, только 19% населения России имеют какое-либо представление о страховании жизни, и всего 2,7% пользуются данной услугой. Это означает, что участники рынка, которые переживут кризис с наименьшими потерями и останутся работать в данном сегменте, получат возможность в дальнейшем отхватить более жирный кусок страхового пирога.

Мария Коваценко

;

Все Новости о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России