15.02.2018
Рынок страхования жизни растет, но в ЦБ недовольны продуктовой линейкой
По итогам 2017 г. рост общих сборов страховщиков жизни по сравнению с аналогичным показателем 2016 г. составил 44% (в денежном выражении — более 356 млрд. руб., в том числе 328,5 млрд. руб. — именно по страхованию жизни). Банк России, тем не менее, настаивает на расширении страховщиками жизни «продуктовой корзины».
По сообщению президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса, общий размер выплат страховщиков жизни в 2017 г. (по сравнению с годом 2016-м) увеличился на 14,8% и составил 43,7 млрд. руб. Эти данные получены главой ВСС на базе анализа деятельности 23-х компаний-членов АСЖ и ВСС, доля которых на рынке страхования жизни превышает 99,5%. По оценкам ВСС, активы сектора превышают 600 млрд. руб.
При этом отмечается: несмотря на значительный рост, темпы его замедлились по сравнению с предыдущими периодами, а «взрывные показатели» последних лет объясняются низкой начальной базой. На текущий год эксперты прогнозируют рост сектора замедляющимися темпами, хотя двузначные показатели роста сохранятся: в 2018 г. этот показатель прогнозируется на уровне 25%.
В комитете ВСС по страхованию жизни также напоминают, что начинало страхование жизни с 2% от рынка, а в ушедшем 2017-ом ему впервые удалось опередить крупнейшие сегменты страхового рынка — ОСАГО и ДМС. Неизменный драйвер страхования — ИСЖ, продукты которого активно предлагаются банками как альтернатива депозитам.
В регуляторе на фоне этих успехов сегмента страхования жизни говорят о несовершенстве продуктовой линейки страховщиков жизни: даже с учетом инфляционных процессов в Центробанке, по словам Игоря Жука, хотели бы видеть больше «рельефности» — особенно в части продуктов, адресованных страхованию детей, связанных с жильем или образованием.
В ЦБ считают, что изменение продуктовой линейки возможно только при наличии обратной связи с потребителями страховых услуг: потребности, связанные с продуктовым набором по страхованию жизни, необходимо выяснить у самих потенциальных клиентов. Хорошая тенденция — снижение числа жалоб, полученных Банком России в 2017 г. в отношении страхования жизни.