10.10.2012
Российская страховка морских судов может утратить международный рынок
Инцидент, произошедший четыре года назад с судном, застрахованным в санкт-петербургской компании «Эрго Русь», может стать причиной запрета на эксплуатацию российских судов, имеющих российскую страховку: с такой инициативой намерены выступить Финляндия и Норвегия.
Рыбоперерабатывающее судно, принадлежащее компании «Трансфиш», в марте 2008 г. село на мель в территориальных водах Финляндии. Получив гарантийное письмо от страховщика, финские спасатели приступили к спасению судна: согласно международной конвенции о спасании, расходы по таким мероприятиям возмещает страховая компания.
«Эрго Русь», тем не менее, отказалась от выполнения обязательств, что повлекло за собой арест судна и бесконечные судебные тяжбы между судовладельцем и страховщиком (по требованию финской стороны судно было арестовано и по сей день простаивает в порту Латвии).
Правда, спустя три года после начала судебных разборок суд признал случай страховым, предписав частичное удовлетворение исковых требований судовладельца, однако страховое возмещение полностью отошло к «Балтийскому банку», у которого, как оказалось, пострадавшее судно находилось в залоге.
Так как услуги иностранных компаний, задействованных в операции по спасению судна, остались без оплаты, российские суды обвиняют в нарушении положений международно-правовых актов. В настоящий момент компания-судовладелец оценивает свои убытки (включая ущерб, связанный с арестом судна и несвоевременной выплатой возмещения) в 700 млн. руб.; работающая с «Трансфиш» по контракту норвежская компания «Фарсил АС» — в 1,5 млн евро.
Хуже, впрочем, то, что компания «Фарсил АС» и компании, участвовавшие в спасательной операции, заявляют, что предусмотренный международным законодательством механизм покрытия расходов в России не работает, а потому намерены добиваться от правительства своих стран требования запретить эксплуатацию судов, имеющих российскую страховку.
По словам руководителя компании «Фарсил АС», подобные запреты уже действуют в некоторых портах, так как нарушения со стороны российских страховщиков приобрели массовый характер. Обращения, содержащие информацию о нарушениях норм российского законодательства и о масштабной коррупции в судах СЗФО, направлены заместителю окружного генпрокурора и президенту Российской Федерации.