04.02.2014
«Росгосстрах-Жизнь» наказана за плохую информированность клиента
Приморский краевой суд стал на сторону страхователя в таком непростом деле, как несогласие с выкупной суммой при досрочном расторжении договора накопительного страхования жизни: по словам застрахованного, сумма оказалась значительно ниже ожидаемой, причиной недоразумения гражданин считает предоставление неполной и неточной информации.
Расторгая долгосрочный договор накопительного страхования, клиент компании «Росгосстрах-Жизнь», перечисливший страховщику на текущий момент более 440 тыс. руб., рассчитывал получить 95% от этой суммы, но страховая компания выплатила только 255 тыс. руб.
Как отмечают страховые юристы, подобная ситуация — не редкость на профильном рынке, и причина подобных проблем проста: обещая при досрочном расторжении выплату 95% от «страхового резерва», страховщики не торопятся уточнять, что именно подразумевается под этим термином и как происходит формирование этого самого резерва. Страхователи же понимают фразу по-своему: страховой резерв — это то, что они перечислили за время действия договора.
К сожалению для последних, досрочно вернуть вложенные в накопительное страхование деньги очень непросто, и суды, как правило, принимают решение не в пользу страхователей. Не принял доводы истца суд первой инстанции и в этом деле, однако мужчина апеллировал к краевому суду — и получил поддержку: судьи Приморского краевого суда отметили, что в выданных страхователю при заключении договора документах порядок формирования страхового резерва оговорен не был, в то время как таблица выкупных сумм действительно содержала информацию о том, что по прошествии пяти лет выплата при досрочном расторжении составит 95%.
В таком подходе суд усмотрел нарушение права гражданина на получение информации, что и стало основанием для взыскания со страховой компании разницы между выплаченной выкупной суммой и премией, уплаченной по договору. Дополнительно компании «Росгосстрах-Жизнь» придется выплатить штраф по закону о защите прав потребителей (50% от суммы).
Юристы рекомендуют страховщикам не только добросовестно информировать своих клиентов относительно размера выкупной суммы, но и брать со страхователей расписку о получении такой информации.