03.02.2025
Осторожно, обман: о «заморозке» полисов НСЖ
В сегменте накопительного страхования жизни выявлена недобросовестная практика — последовательная продажа нескольких полисов с более выгодными условиями на фоне обещания ранее купленные полисы «заморозить». По факту клиент оказывается перед неприятным сюрпризом — необходимостью делать взносы по всем заключенным страховым договорам.
О такой «операции», в частности, рассказала клиентка компании «СберСтрахование жизни». Через три года после заключения договора НСЖ менеджер страховой компании предложил гражданке «заморозить» старый полис и заключить договор на более выгодных условиях. Клиентка воспользовалась предложением, а затем еще раз — мене чем через год и на таких же основаниях.
Через некоторое время, однако, женщина получила от страховой компании уведомление о необходимости внести очередной платеж по «замороженному» полису. Далее последовал отказ клиентки платить и, как следствие, расторжение договора и штрафные санкции в размере порядка 42 тыс. руб.
В «СберСтраховании жизни» заявили, что «заморозка» полиса НСЖ является общерыночной практикой, призванной корректировать условия страхования в интересах страхователя, и пообещали разобраться в этой конкретной ситуации индивидуально. При этом в компании подчеркнули, что в подобных спорах всегда принимают сторону клиента.
Другие игроки этого страхового рынка — например, «Согаз-Жизнь» и «РСХБ-Страхование жизни» — версию относительно «общерыночной практике» не поддержали и утверждают, что у них в линейке продуктов НСЖ с рассрочкой взносов нет.
Следует отметить, что в законодательстве такое понятие, как «заморозка» договора страхования, отсутствует. Поэтому под «заморозкой», строго говоря, страховщик и страхователь могут подразумевать абсолютно все, до чего сторонам удастся договориться. Но и защиту искать потом будет негде.
Тем не менее, случаи подобного обмана учащаются. По данным проекта «За права заемщиков», в 2024 г. более 500 клиентов обратились с аналогичными жалобами, и дело касалось двух системно значимых банков — правда, это были две коллективные жалобы.