25.08.2011
ОСАГО будущего: техосмотр, страховка и автоматизированные информационные системы
23 августа текущего года на сайте Минфина РФ опубликован проект постановления правительства — очередной законодательный акт, призванный приблизить реализацию принятого весной этого года в большой спешке закона о кардинальной реформе системы техосмотра в России. Согласно этого документа, с 1 января 2012 года заключить договор ОСАГО можно будет только после прохождения автотранспортным средством технического осмотра.
Такой подход не лишен логичного обоснования: как известно, со следующего года ГИБДД передает свои полномочия по осуществлению процедуры техосмотра частным фирмам, которые законодательно обязаны нести материальную ответственность за любую аварию, связанную с технической неисправностью транспортного средства (установленный и доказанный экспертизой факт выдачи талона ТО при наличии серьезного дефекта обернется такой фирме выплатой, адекватной страховому возмещению по ОСАГО).
Таким способом правительство пытается решить проблему процветающего ныне недобросовестного отношения к техосмотру транспортных средств и исключить участие в дорожном движении технически небезупречных экземпляров. С практической же точки зрения приходится говорить о двух крайне неприятных моментах: во-первых, теперь процедура ТО станет неизбежной для новых автомобилей, а во-вторых, всем автовладельцам придется вести графики совмещения сроков действия договора ОСАГО и прохождения очередного ТО (если срок действия талона ТО истекает черед полгода, страховку на предстоящий год купить просто не удастся, а потому придется проходить ТО досрочно).
Впрочем, законопроект носит и следы прогресса: так, с 1 января предусмотрена подача документов для ОСАГО в электронном виде, и при повторном заключении страхового договора страховщик будет иметь право требовать бумажные оригиналы только в случае возникновения подозрений в мошенничестве.
Оцифровке предполагают предать и диагностическую карту автомобиля, которая вместе с прочими документами войдет в единую автоматизированную информационную систему (точнее, таких систем будет две — отдельно по техосмотру и по страхованию). Базы должны будут поддерживаться в актуальном состоянии и позволят при необходимости восстановить полную историю автомобиля, а за игнорирование со стороны страховых компаний и центров ТО работы с АИС предусмотрены даже штрафные санкции.